Антимонопольные ограничения

Что такое антимонопольные ограничения?

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (ст. 18) одним из требований к осуществлению иностранных инвестиций называет соблюдение российского Законодательство, направленное на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.антимонопольного законодательства . Это необходимо для недопущения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции – всего, что препятствует здоровой и разумной конкуренции на рынке.

Одним из средств антимонопольного регулирования является государственный контроль за Слиянием субъектов экономической деятельности и их активов.экономической концентрацией .

Экономическая концентрация способствует возникновению и (или) усилению хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке. Как следствие - устраняется или существенно ограничивается конкуренция.

Контроль за экономической концентрацией в различных формах ее проявления:

  • предупреждает возникновение монопольных структур;
  • способствует недопущению возникновения оснований для нарушения хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства.

Ограничение экономической концентрации возможно как на товарных рынках, так и на рынках финансовых услуг.

Основным нормативным правовым актом, регулирующим ограничение экономической концентрации на товарных рынках, является Закон РСФСР от 22.03.1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (далее – Закон о конкуренции).

Данный закон распространяется на отношения с участием как российских, так и иностранных лиц. Его положения обязательны в том числе для иностранных инвесторов, даже в случае действий и соглашений, совершаемых либо заключаемых за пределами территории Российской Федерации, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут за собой другие отрицательные последствия на рынках в Российской Федерации.

Регулирование ограничений экономической концентрации возлагается на Федеральную антимонопольную службу (далее – ФАС России).

К объектам государственного контроля за экономической концентрацией относятся:

  • создание, слияние, присоединение коммерческих (в том числе финансовых) и некоммерческих организаций;
  • приобретение активов, акций (долей), получение производственных средств или нематериальных активов.

Государственный контроль за экономической концентрацией делится на предварительный и последующий.

Предварительный контроль за экономической концентрацией

Суть предварительного контроля заключается в рассмотрении ФАС России и ее территориальными подразделениями (далее – антимонопольными органами) ходатайств хозяйствующих субъектов о даче Согласие антимонопольного органа является обязательным условием совершения перечисляемых действий, и, следовательно, неполучение такого согласия послужит поводом для привлечения лица к ответственности.согласия на совершение определенных действий.

Такие действия включают в себя:

  • слияние и присоединение коммерческих организаций, суммарная балансовая стоимость активов которых по последнему балансу превышает 30 миллионов установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда (далее – МРОТ);
  • приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами акций (Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании.долей);
  • получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;
  • приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Перечисленные выше действия будут являться основаниями для государственного контроля при условии, что суммарная стоимость активов по последнему балансу лиц, указанных в этих пунктах, превышает 30 миллионов МРОТ или одним из них является хозяйствующий субъект, внесенный в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов (Реестр формируется ( постановление Правительства РФ от 19. 02. 1996 № 154) и ведется антимонопольным органом), либо приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность указанного субъекта.

Лица или органы, принимающие решение о слиянии или присоединении, а равно лица, намеревающиеся совершить указанные сделки, обязаны представить в антимонопольный орган ходатайство о даче согласия на совершение этих действий.

Подробный порядок подачи ходатайств и получения разрешения антимонопольного органа содержится в Положении о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17-18 Закона Российской Федерации «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Лица или органы, принимающие решение о слиянии (присоединении) коммерческих организаций, а также о совершении указанных сделок, представляют в антимонопольный орган, наряду с ходатайством о даче согласия на совершение указанных действий:

а) учредительные и регистрационные документы;
б) сведения об основных видах деятельности и объеме производимой и реализуемой на соответствующих товарных рынках продукции (работ, услуг);
в) иную информацию, предусмотренную перечнем, утвержденным федеральным антимонопольным органом. Этот перечень содержится в Положении о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений.

Антимонопольный орган не позднее В случае возникновения необходимости указанный срок может быть увеличен антимонопольным органом, но не более чем на 20 дней.30 дней со дня получения необходимых документов сообщает заявителю в письменной о форме о принятом решении.

По результатам рассмотрения документов антимонопольный орган принимает одно из следующих решений:

  • отклонить ходатайство;
  • удовлетворить ходатайство;
  • удовлетворить ходатайство с условием выдачи предписаний хозяйствующему субъекту.

Антимонопольный орган отклоняет ходатайство, если в результате произведенной проверки и экономического анализа обнаружится:

  • недостоверность информации в представленных документах, имеющей значение для принятия решения ;
  • возможность того, что удовлетворение ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке, в том числе в результате возникновения или усиления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (субъектов);
  • непредставление участниками сделок в установленный срок по требованию антимонопольного органа необходимой информации;
  • непредставление участниками сделок сведений об источниках, условиях получения и о размерах денежных средств и иного имущества, необходимых для совершения сделок.

Антимонопольный орган удовлетворяет ходатайство о даче согласия на слияние (присоединение) коммерческих организаций и совершение указанных в законе сделок, если придет к выводу о том, что основания для отклонения ходатайства отсутствуют, то есть действие, на совершение которого лицо просит разрешения у антимонопольного органа, не приведет к ограничению конкуренции.

Однако антимонопольный орган вправе удовлетворить ходатайство даже при возможности наступления неблагоприятных последствий в случае:

  • если лица (органы), принимающие решение о реорганизации, а также участники сделок докажут, что положительный эффект от их действий, в том числе в социально – экономической сфере, превысит неблагоприятные последствия для рассматриваемого товарного рынка;
  • выдачи предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Бремя (обязанность) доказывания того факта, что неблагоприятные последствия экономической концентрации будут оправданы много превышающим эффектом в социально – экономической сфере, лежит на хозяйствующем субъекте.

Предписания, которые антимонопольные органы дают субъектам, могут носить как структурный (например, требование об изменении заявленного плана реорганизации), так и поведенческий характер (обязывание субъекта выполнять определенные действия или отказываться от их совершения).

Следствием неполучения согласия антимонопольного органа на слияние (присоединение) коммерческих организаций может стать отказ в государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица.

Неблагоприятным последствием для лиц, не получивших согласие антимонопольного органа на совершение указанных выше сделок, будет признание совершенных сделок по иску антимонопольного органа недействительными.

Непредставление ходатайств в антимонопольный орган, а также представление заведомо ложных сведений влечет за собой административную ответственность в соответствии со ст. 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа.

Последующий контроль за экономической концентрацией

Последующий контроль заключается в рассмотрении антимонопольными органами уведомлений хозяйствующих субъектов о намерениях совершения следующих действий:

  • создание, слияние и присоединение некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций, а также изменение состава участников (членов) некоммерческой организации, в состав которой также входит не менее двух коммерческих организаций;
  • создание коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов участников (учредителей) по последнему балансу превышает 2 миллиона МРОТ, а также слияние и присоединение коммерческих организаций с суммарной стоимостью их активов более 2 миллионов МРОТ;
  • приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 20 процентами акций (долей). Данное требование не распространяется на учредителей хозяйственного общества при его образовании;
  • получение в собственность, пользование или владение одним хозяйствующим субъектом (группой лиц) основных производственных средств или нематериальных активов другого хозяйствующего субъекта, если балансовая стоимость имущества, составляющего предмет сделки (взаимосвязанных сделок), превышает 10 процентов балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов хозяйствующего субъекта, отчуждающего или передающего имущество;
  • приобретение лицом (группой лиц) прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа.

Данный вид контроля носит уведомительный, пострегистрационный характер.

При последующем контроле выявленные негативные результаты подлежат При предварительном контроле эффективная конкуренция достигается путем предотвращения наступления возможных отрицательных последствий концентрации.устранению.

Антимонопольный орган подлежит уведомлению по заявлению физического или юридического лица о совершении перечисленных выше сделок, если суммарная стоимость активов по последнему балансу указанных лиц превышает 2 миллиона МРОТ.
Это означает, что для сделок с суммарной стоимостью активов 2 миллиона МРОТ и менее не требуется никакого контроля со стороны антимонопольных органов; с активами более 2 миллионов МРОТ до 30 миллионов МРОТ включительно – обязателен последующий контроль; с активами более 30 миллионов МРОТ – предварительный контроль;
- избрание физических лиц в исполнительные органы, советы директоров (наблюдательные советы). Но уведомление об этом хозяйствующим субъектом антимонопольных органов требуется только при одном из следующих условий (абз. 2 п. 6 ст. 18):
а) суммарная стоимость активов этого хозяйствующего субъекта по последнему балансу превышает 2 миллиона МРОТ;
б) хозяйствующий субъект занесен в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

Уведомление о совершении действий, указанных в качестве оснований для последующего контроля, подается в течение 45 дней со дня государственной регистрации организации, с момента совершения сделки, с момента избрания физического лица.

Порядок подачи уведомления, требования к его содержанию (в том числе к документам и информации, прилагаемых к уведомлению) содержатся в том же Положении о порядке предоставления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений. При уведомлении антимонопольного органа заявитель представляет тот же перечень информации, который требуется при подаче ходатайства.

Если антимонопольный орган приходит к выводу о том, что совершенные действия могут привести или привели к ограничению конкуренции, то он выдает учредителям (участникам) организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение или совершившим соответствующие действия, предписания о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Закон о конкуренции устанавливает меры ответственности за нарушение порядка последующего контроля при создании, слиянии (присоединении) организаций, при совершении сделок, требующих последующего уведомления антимонопольного органа, а также за неисполнение предписаний, выданных хозяйствующим субъектам в целях обеспечения конкуренции. В таких случаях антимонопольный орган может обратиться в суд с иском о ликвидации организации в судебном порядке или о признании совершенных сделок недействительными. Но это возможно лишь при условии, что создание, слияние (присоединение), изменение состава участников в некоммерческой организации, совершение сделок приводят к ограничению конкуренции, в том числе в результате возникновения или усиления доминирования.

Еще одним основанием признания сделки недействительной является неисполнение предписаний антимонопольного органа, вынесенных после ее совершения для обеспечения конкуренции. То есть если антимонопольный орган пришел к выводу, что сделка может ограничивать или ограничивает конкуренцию, то он не обязательно сразу просит признать эту сделку недействительной. Антимонопольный орган вправе сначала дать хозяйствующему субъекту предписания, и лишь в том случае, если субъект их не выполняет, для него наступают неблагоприятные последствия в виде признания сделки недействительной. Законом также предусматривается принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, если их деятельность приводит к ограничению конкуренции на рынке.

Ст. 19.8 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за непредставление в антимонопольный орган уведомлений, требуемых в соответствии с антимонопольным законодательством. Непредставлением уведомлений (и ходатайств) является:

  • подача в антимонопольные органы уведомлений с нарушением сроков, указанных в законе;
  • уклонение от подачи уведомления в указанные сроки;
  • направление в соответствующие антимонопольные органы уведомлений, не содержащих необходимой информации и документов без указания причин, объясняющих невозможность для заявителя получения этой информации и документов;
  • направление заявителем уведомления в территориальные органы ФАС РФ, не имеющих полномочий по их рассмотрению.

Ст. 19.5 КоАП РФ устанавливает ответственность за невыполнение предписаний антимонопольного органа.

Закон о конкуренции, устанавливая требование последующего уведомления антимонопольных органов хозяйствующими субъектами о совершении ими определенных действий, в то же время предоставляет хозяйствующим субъектам возможность избежать отрицательных последствий, связанных с проведением последующего контроля. Хозяйствующий субъект не обязан, а имеет право получить согласие антимонопольного органа на совершение действий, для которых законом предусматривается не предварительный, а последующий контроль. В случае, если субъекты воспользовались таким правом, то их ходатайства рассматриваются антимонопольным органом в порядке, установленном для предварительного контроля.