Инвестиции

Таможня

Таможенные режимы

Льготы по таможенным пошлинам, налогам

Преимущества таможенного оформления

Важно знать




наверх

Таможенные режимы

Российская практика становления и развития инвестиционных отношений выделяет среди всех форм осуществления инвестиций (прямых, портфельных) различными инвесторами (российскими, иностранными) прямые иностранные инвестиции.

Рассматривая прямые иностранные инвестиции не сложно отметить, что приход иностранного капитала в российскую экономику и на российский рынок во всяком его проявлении связан с внешнеэкономической деятельностью. Основным документом в этой сфере выступает Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

Обратимся к конкретным схемам перемещения товаров через границу Российской Федерации, то есть к таможенному законодательству.

Именно таможенное законодательство Российской Федерации должно рассматриваться иностранными инвесторами в качестве руководящего справочника при разработке и реализации конкретных инвестиционных проектов.

В положениях Таможенного кодекса Российской Федерации, посвященных таможенным режимам, перечислены различные варианты ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации, которые непосредственно направлены на повышение инвестиционной активности и улучшение инвестиционного климата в стране.

Из всех таможенных режимов Таможенного кодекса РФ (более 20 режимов) выделим те режимы, которые представляют для иностранного инвестора непосредственный интерес.

Выпуск для внутреннего потребления (статьи 163 – 164 Таможенного кодекса РФ). Данный таможенный режим предусматривает ввоз на таможенную территорию Российской Федерации иностранных товаров без обязательства об их вывозе с этой территории.

В самом таможенном режиме не предусмотрено каких-либо льгот. Однако преимущества для инвесторов существуют и весьма существенные.

По общему правилу выпуск товаров допускается только после уплаты всех причитающихся таможенных пошлин, налогов. Вместе с тем, Законом РФ «О таможенном тарифе» и Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены исключения из этого правила, в части освобождения ввозимых товаров от уплаты ввозной таможенной пошлины и ввозного налога на добавленную стоимость.

Переработка на таможенной территории (статьи 173 – 186 Таможенного кодекса РФ).
Таможенный режим применяется в производственных целях, которыми охвачены операции от изготовления из сырьевого товара готовой продукции, до ремонта товаров.

Схематично переработку на таможенной территории можно представить в следующем виде:


Ввезенные на таможенную территорию товары
(ввозимые иностранные товары или ввезенные иностранные товары, ранее помещенные под иной таможенный режим)


Производственный процесс
(операции по переработке)

Продукты переработки

Отходы

Остатки











 

Элементами предложенной схемы выступают следующие составляющие:

1. Ввезенные на таможенную территорию РФ товары, то есть товары, предназначенные для переработки (ввозимые иностранные товары или ввезенные иностранные товары, ранее помещенные под иной таможенный режим).
Товары для переработки освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы).

2. К операциям по переработке относятся:

  • собственно переработка или обработка товаров (ввозится сырьевой товар, из которого изготавливается товарная продукция, например, пошив костюма из ввезенного материала);
  • изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров (ввозятся комплектующие, из которых изготавливается конечный продукт, например, автомобиль);
  • ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств;
  • переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (операции, при которых осуществляется использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство продуктов переработки, например, использование катализаторов, флюсов, электродов).

3. Продукты переработки (товарная продукция, полученная в результате переработки иностранных товаров и являющаяся целью применения режима).

4. Отходы (товары, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров и не являющиеся продуктами переработки);

5. Остатки (часть иностранных товаров для переработки, не подвергшихся операциям по переработке).

Действие таможенного режима переработки товаров на таможенной территории завершается:

1. вывозом продуктов переработки с таможенной территории РФ (с освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин)

2. выпуском отходов переработки на таможенной территории РФ для свободного обращения, вывозом за пределы таможенной территории РФ либо уничтожением (в случае выпуска отходов для свободного обращения, последние подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной и налогами);

3. вывозом остатков с таможенной территории РФ, помещением под режим переработки на таможенной территории, выпуском для свободного обращения на таможенной территории РФ (в случае выпуска для свободного обращения, остатки подлежат таможенному декларированию и обложению ввозной таможенной пошлиной, налогами, а также взимаются проценты с указанных сумм по ставкам рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, со дня выпуска товаров для переработки на территории РФ).

Таможенный режим переработки на таможенной территории носит разрешительный характер. Разрешение на переработку товаров на таможенной территории может быть выдано только российскому лицу.

Таким образом, предприятие с иностранными инвестициями, созданное в соответствии с российским законодательством и являющееся российским лицом вправе получить разрешение и воспользоваться всеми преимуществами рассматриваемого режима.

 

Временный ввоз (статьи 209 – 214 Таможенного кодекса РФ).
Таможенный режим временного ввоза допускает пользование иностранными товарами на таможенной территории РФ в течение определенного срока (срока временного ввоза).

Временно ввезенные иностранные товары могут:

  • полностью освобождаться от уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • частично освобождаться от уплаты таможенных пошлин, налогов (уплачивается по 3% от суммы ввозных таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в режиме временного ввоза).
Таможенный режим временного ввоза может быть применим представительствами иностранных организаций (компаний), зарегистрированных (аккредитованных) на территории РФ, например, с целью ввоза товаров для собственных нужд.

Наиболее интересным применение временного ввоза рассматривается в целях реализации лизинговых соглашений. Так, под таможенный режим временного ввоза допускается помещать товары, относящиеся к основным производственным фондам (средствам) и не являющиеся собственностью российских лиц, пользующихся временно ввезенными товарами на таможенной территории РФ.

Срок временного ввоза данных товаров с применением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов может составлять 34 месяца.

В соответствии с пунктом 5 статьи 212 Таможенного кодекса РФ в случае, если сумма уплаченных периодических платежей (по 3%) станет равной той, которая подлежала бы уплате, если бы в день помещения под таможенный режим временного ввоза товары были выпущены для свободного обращения, товары считаются выпущенными для свободного обращения

Таким образом, при временном ввозе товаров на срок до 34 месяцев уплачивается полная сумма таможенных пошлин, налогов (34 х 3% = 102% платежа) и с товара снимаются все таможенные ограничения. То есть фактически имеет место рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов с очень существенными преимуществами, а именно:

  • период рассрочки не 6 месяцев, как это предусмотрено пунктом 6 статьи 333 Таможенного кодекса РФ, а 34 месяца;
  • не взимаются проценты по ставкам рефинансирования Банка России за период предоставленной рассрочки, как это предусмотрено для всех иных случаев статьей 336 Таможенного кодекса РФ.

Свободный склад (Указ Президента РФ от 5 февраля 1998 г. № 135 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности», постановление Правительства РФ от 23 апреля 1998 г. № 413 «О дополнительных мерах по привлечению инвестиций для развития отечественной автомобильной промышленности»).

Свободный склад представляет собой таможенный режим, при котором иностранные товары ввозятся на территорию РФ (в место нахождения свободного склада) с целью производства средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, выпускаемых в дальнейшем для свободного обращения на таможенной территории РФ.

Иностранные товары (при их ввозе на территорию РФ), равно как и произведенные средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты (выпускаемые со свободного склада для свободного обращения на таможенной территории РФ), освобождаются (при соблюдении стоимостных и количественных ограничений) от уплаты ввозных таможенных платежей.

В настоящее время в Российской Федерации свободный склад действует применительно к автомобильному производству (специализированный свободный склад производственного типа).

Для создания свободного склада необходимо получить лицензию. Лицензия выдается Федеральной таможенной службой российской коммерческой организации на основании решения Правительства РФ.

В свою очередь предложение о создании свободного склада вносится в Правительство РФ Министерством экономического развития и торговли РФ на основании заключенного К крупномасштабному инвестиционному проекту относится инвестиционный проект по созданию или развитию производственных мощностей для выпуска современных средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов (в том числе реализуемый при участии иностранных инвесторов), который отвечает следующим критериям:

  1. суммарный объем инвестиций в течение первых 5 лет осуществления инвестиционного проекта составляет не менее 1500 млн. рублей. При участии иностранного инвестора в уставном (складочном) капитале российской коммерческой организации, осуществляющей реализацию инвестиционного проекта, его вклад должен составлять не менее 150 млн. рублей;
  2. доля затрат, произведенных на территории РФ по истечении 5 лет с начала реализации проекта и до окончания срока действия инвестиционного соглашения, относимых на себестоимость средств автомобильного транспорта и автомобильных компонентов, составляет не менее 50 процентов от себестоимости конечной продукции.
крупномасштабного инвестиционного проекта.

В соответствии с инвестиционным проектом и бизнес-планом российской коммерческой организацией подготавливается инвестиционное соглашение.

К ввозимым в РФ иностранным товарам относятся отдельные комплектующие элементы, используемые для изготовления средств автомобильного транспорта. Причем минимальный (обязательный) перечень таких элементов определен Правительством РФ. К таким товарам, в частности относятся:

  • кузов в сборе;
  • двигатель с трансмиссией;
  • радиатор;
  • колеса ходовые в сборе;
  • передние полуоси (передняя подвеска);
  • задняя подвеска;
  • аккумулятор;
  • амортизаторы передней и задней подвесок;
  • выхлопная система;
  • комплект крепежных деталей.


Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, произведенные на свободных складах, считаются происходящими из РФ, если соблюдается стоимостной минимум доли российских затрат в Данный стоимостной минимум установлен Правительством РФ, последовательно по возрастающей для каждого года использования режима свободного склада. Так, например, средства автомобильного транспорта при их вывозе с территории свободного склада и ввозе на остальную территорию РФ считаются происходящими из РФ при выполнении следующих условий:

  1. с начала реализации инвестиционного проекта и в течение первого года средства автомобильного транспорта изготавливаются из отдельных комплектующих элементов и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 10 процентов от себестоимости конечной продукции;
  2. по истечении первого года и в течение второго года доля затрат, произведенных на территории РФ составляет не менее 15 процентов от себестоимости конечной продукции;
  3. по истечении второго года и в течение третьего года, не менее 20 процентов от себестоимости конечной продукции;
  4. по истечении третьего года и в течение четвертого года средства автомобильного транспорта также изготавливаются из ввезенных комплектующих (за исключением кузова), при этом осуществляются сварка, окраска и сборка кузовов и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 30 процентов от себестоимости конечной продукции;
  5. по истечении четвертого года и в течение пятого года с начала реализации проекта средства автомобильного транспорта изготавливаются из ввезенных комплектующих элементов (за исключением кузова), осуществляются сварка, окраска и сборка кузовов, и доля затрат, произведенных на территории РФ относимых на себестоимость, составляет не менее 40 процентов от себестоимости конечной продукции;
  6. по истечении пятого года и до конца срока действия инвестиционного соглашения средства автомобильного транспорта изготавливаются из отдельных комплектующих элементов (за исключением кузова), осуществляется сварка, окраска и сборка кузовов и доля затрат, произведенных на территории РФ и относимых на себестоимость, составляет не менее 50 процентов от себестоимости конечной продукции.
Аналогичные критерии стоимостного минимума предусмотрены и для выпускаемых автомобильных компонентов, произведенных на свободном складе, за исключением требований по использованию ввозимых комплектующих зарубежного производства, а также без оговорок по отдельным видам производственных операций.себестоимости готовой (конечной) продукции.

Средства автомобильного транспорта и автомобильные компоненты, признаваемые происходящими из РФ не облагаются таможенными платежами при их вывозе с территории свободного склада на остальную территорию РФ, если соблюдаются количественные ограничения – квоты, устанавливаемые ежегодно Правительством РФ по вывозу готовой продукции со свободного склада.

 

Свободная таможенная зона
Содержание режима свободной таможенной зоны заключается:

  • в создании льготного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в пределах границ определенной территории (территории свободной таможенной зоны);
  • в неприменении к ввозимым на территорию свободных таможенных зон товарам мер нетарифного регулирования (лицензирования, квотирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер).
Применение таможенного режима свободной таможенной зоны предусматривает не только предоставление льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых иностранных товаров, но и освобождает от уплаты таможенных пошлин, налогов товары, произведенные на территории свободной таможенной зоны из иностранного сырья, в случае ввоза готовой продукции на остальную территорию Российской Федерации.

 

Беспошлинная торговля (статьи 258 – 263 Таможенного кодекса РФ).
Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории Российской Федерации, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Современный таможенный режим беспошлинной торговли преследует несколько целей.
Во-первых, это коммерческая деятельность, обусловленная продажей товаров по ценам, не включающим в себя суммы ввозных таможенных пошлин, налогов или внутренних налогов.
Во-вторых, беспошлинная торговля это, предоставляемая физическим лицам, возможность приобретать товары по ценам относительно низким по сравнению с аналогичными товарами, реализуемыми на внутреннем рынке.

Кроме того, использовать опосредованно (с помощью владельца магазина беспошлинной торговли, который имеет право выступать декларантом) беспошлинную торговлю может любое иное лицо, с целью реализации на договорной (комиссионной) основе, освобожденных от таможенных пошлин и налогов товаров.

Открыть магазин беспошлинной торговли вправе только российское юридическое лицо, в том числе созданное с участием иностранного капитала.

 

Таможенный склад (статьи 215 – 233 Таможенного кодекса РФ).
Режим таможенного склада допускает:

С точки зрения инвестиционной привлекательности, таможенный склад может быть использован как место продажи товаров с той особенностью, что продавец (он же создатель таможенного склада) освобожден от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

То есть ввозимый владельцем таможенного склада на территорию России товар освобождается от ввозных таможенных пошлин, налогов и помещается на хранение, в течение которого заключается договор купли-продажи с покупателем товара.

Новый собственник товара (покупатель) далее уже сам решает, как поступить. Причем варианты могут быть различными от полной уплаты таможенных пошлин, налогов и выпуска товара на территории России для свободного обращения, до реэкспорта (вывоза) товара с целью продажи в другой стране.

Данная схема продажи товаров через таможенные склады имеет название консигнационной торговли и допускает последующую специализацию таможенных складов торгового типа, например, автотранспортные таможенные склады.

Еще один вариант применения режима таможенного склада носит вспомогательный характер. Например, производственное предприятие в своей деятельности постоянно нуждается в определенных, ввозимых из-за рубежа товарах (комплектующих для ремонта автомобилей иностранного производства).

Создание собственного таможенного склада позволяет ввозить необходимое количество товаров, которые могут храниться на таком складе сроком до трех лет без уплаты таможенных платежей. В течение указанного срока хранения товары вывозятся со склада только по мере производственной необходимости с уплатой ввозных таможенных пошлин, налогов, в отношении выпускаемой для свободного обращения части товара.

Кроме перечисленных таможенных режимов, которые могут рассматриваться, как правовые составляющие успешной реализации конкретных инвестиционных проектов существуют и другие таможенные режимы, позволяющие свести к минимуму возможные риски, обусловленные ввозом товаров в Россию и их использованием (эксплуатацией) на этой территории.

Например, ситуация с ввозом технологического оборудования в Российскую Федерацию и его выпуском в режиме выпуска для внутреннего потребления с применением льгот по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость.
Применение льгот для товаров, ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями предусматривает условный выпуск товаров на территории Российской Федерации.

При условном выпуске товар продолжает сохранять для таможенных целей (целей таможенного контроля) статус иностранного, то есть не находящегося в Российской Федерации в свободном обращении. Отсюда за товаром сохраняется возможность вывоза в любое время и в любом состоянии за пределы Российской Федерации без уплаты каких-либо таможенных платежей. Такой вариант возврата товара предусмотрен в соответствии с таможенным режимом реэкспорта. Таким образом, с помощью таможенного режима реэкспорта можно вывезти с целью замены некачественное либо пришедшее в негодность оборудование.

При необходимости вывоза того же оборудования, но с целью ремонта и обратного ввоза в Российскую Федерацию, предлагается воспользоваться другим таможенным режимом, а именно, переработкой вне таможенной территории. Так, на основании пункта 3 статьи 198 Таможенного кодекса РФ допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если операцией по переработке товаров является ремонт.

Зная особенности таможенного законодательства РФ многие вопросы, неминуемо возникающие при таможенном оформлении и, в частности, таможенном декларировании можно решить предварительно, то есть до перемещения товаров через таможенную границу РФ.

 

Льготы по таможенным пошлинам, налогам

 наверх

Использование преимуществ по уплате таможенных пошлин, которые предусмотрены особенностями конкретных таможенных режимов, как правило, большой сложности не представляют. Здесь нет необходимости подтверждения соблюдения целой совокупности требований, которые могут охватывать вид товаров, цель ввоза, специальный статус декларанта и т.д.

В большинстве случаев вопросы применения таможенных режимов увязаны с такими моментами, как:

  • статус товара (российский или иностранный, то есть находящийся в свободном обращении в России или нет);
  • общий статус заявителя режима (российское лицо или иностранное лицо);
  • сроки применения режима.

Перечисленные критерии несложно подтверждаются заинтересованным лицом и проверяются контролирующим таможенным органом в период оформления товара.

Несколько иначе обстоит дело, когда требуется подтверждать право на таможенные льготы, обусловленные не свойствами конкретного таможенного режима, а другими требованиями. То есть, когда льготы по уплате таможенных пошлин, налогов содержатся не в Таможенном кодексе РФ, а в иных законодательных актах.

Например, ввоз в Российскую Федерацию товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями.

Оформляется такой ввоз в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления. Однако в самом таможенном режиме нет конкретных упоминаний о таможенных льготах. В статье 164 Таможенного кодекса РФ имеется лишь отсылочное (к статье 151 Таможенного кодекса РФ) упоминание о том, что неуплата таможенных пошлин, налогов может быть связана с предоставлением льгот, сопряженных с ограничением по пользованию и распоряжению товарами.

Правовые основания для применения льгот в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, установлены:

  • в статьях 34, 37 закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»;
  • в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 июля 1996 г. № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».

В соответствии с данными документами товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставные (складочные) капиталы предприятий с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:

  • не являются подакцизными;
  • относятся к основным производственным фондам;
  • ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Проверка товаров на принадлежность к группе К подакцизным товарам относятся:
  • спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;
  • спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов;
  • алкогольная продукция (спирт  питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);
  • пиво;
  • табачная продукция;
  • автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);
  • автомобильный бензин;
  • дизельное топливо;
  • моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;
  • прямогонный  бензин.
подакцизных
не представляет какой-либо сложности виду того, что перечень таких товаров перечислен в статье 181 Налогового кодекса РФ.

Порядок отнесения товаров к основным производственным фондам установлен:

  • постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359 «О принятии общероссийского классификатора основных фондов»;
  • приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации».
К основным средствам как совокупности материально - вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организации в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев, Не относятся к основным средствам и учитываются в организациях в составе средств в обороте предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного размера установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу (исходя из их стоимости, предусмотренной в договоре) независимо от срока их полезного использования, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, оружия, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости.относятся:
  • здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование;
  • измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника;
  • транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности;
  • рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства.
  • капитальные вложения в коренное улучшение земель (осушительные, оросительные и другие мелиоративные работы) и в арендованные объекты основных средств.

Льготы по уплате таможенной пошлины могут предоставляться:

  • при первоначальном формировании уставного капитала организаций с иностранными инвестициями;
  • при увеличении уставного капитала организации.
Процедура формирования уставного капитала организаций с иностранными инвестициями, созданных в форме акционерных обществ или в форме обществ с ограниченной ответственностью регулируется Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью».гражданским законодательством.

Например, уставный капитал акционерного общества может быть увеличен путем увеличения номинальной стоимости акций или размещения дополнительных акций. Такое увеличение оформляется путем внесения изменений в устав общества либо устав общества утверждается в новой редакции. Оплата акций может осуществляться имуществом.

Вкладом в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью также может быть имущество, передаваемое участником общества.

Учредительные документы акционерных обществ (устав), обществ с ограниченной ответственностью (учредительный договор), а также последующие изменения и дополнения к данным документам приобретают юридическую силу (в том числе для целей получения таможенных льгот) только после государственной регистрации в Федеральной налоговой службе в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Таким образом, для получения права на освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины в таможенный орган при таможенном оформлении товара необходимо представить следующие документы:

  • перечень ввозимых иностранным инвестором товаров;
  • зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы либо внесенные в них изменения и дополнения;
  • свидетельство о государственной регистрации организации;
  • документы, подтверждающие цель ввоза товаров (для формирования уставного (складочного) капитала, то есть позволяющие проверить соответствие ввозимых товаров товарам, заявленным в учредительных документах в качестве вклада в уставный (складочный) капитал;
  • документы, подтверждающие отнесение товаров к основным средствам (техническое описание товаров, товаросопроводительные документы).

Льгота в виде освобождения товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями от уплаты налога на добавленную стоимость предусмотрена статьей 150 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 7 данной статьи не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость ввоз на территорию Российской Федерации технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций.

Перечень технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2001 г. № 830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности».

В отношении товаров, не отнесенных данным постановлением к технологическому оборудованию, но которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут быть использованы как технологическое оборудование, решение о предоставлении льгот по уплате налога на добавленную стоимость принимается таможенным органом РФ в процессе таможенного оформления товаров.

Таким образом, для получения льготы в виде освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость в отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимым в Россию в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций с иностранными инвестициями необходимо подтвердить:

  • цель ввоза товара в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации с иностранными инвестициями;
  • отнесение ввозимого в Россию товара к технологическому оборудованию, комплектующим и запасным частям к нему.

Цель ввоза товара в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации с иностранными инвестициями подтверждается учредительными документами равно как для получения таможенной льготы по освобождению от уплаты таможенной пошлины, так и для освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость.

Подтверждение факта отнесения ввозимого товара к технологическому оборудованию, комплектующим и запасным частям к нему имеет свои нюансы.
Конечно можно, ограничившись внешнеторговым договором, счетом-фактурой и технической документацией доказывать право на льготы по НДС непосредственно при таможенном декларировании, но при этом остается риск возможного непринятия таких сведений таможенным органом.

Для удобства и надежности подтверждения наименования товара можно рекомендовать прибегнуть к иным положениям таможенного законодательства, направленным на упрощение и ускорение производства таможенного оформления.

Дело в том, что отдельные То есть решения, влекущие правовые последствия, прежде всего положительные для заинтересованного лица (декларанта).юридически значимые решения могут быть:

  • приняты до ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или до представления ввезенных в Россию товаров таможенному органу;
  • приняты до подачи таможенной декларации на товары и иметь обязательное значение для всех таможенных органов.

 

Преимущества таможенного оформления

Предварительное таможенное декларирование товаров.
Действующий Таможенный кодекс Российской Федерации предоставляет возможность предварительного декларирования иностранных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации.

Например, пока, ввезенный в Россию товар перевозится под таможенным контролем до места таможенного декларирования.Предварительное декларирование товаров позволяет перенести все процедуры документальной проверки на период, предшествующий перемещению (ввозу) товаров на таможенную территорию либо представлению ввезенных товаров таможенному органу.

В обоих случаях подачи предварительной таможенной декларации товары должны быть представлены в таможенный орган (принявший таможенную декларацию) в течение 15 дней со дня ее принятия.

Например, если ввозимый товар декларируется в «пограничном» таможенном органе, то есть в месте прибытия на таможенную территорию, тогда предварительная таможенная декларация подается не более чем за 15 дней до прибытия товара. В случаях, когда товар оформляется (декларируется) во «внутреннем» таможенном органе, предварительная таможенная декларация должна подаваться не более чем за 15 дней до предполагаемых сроков завершения внутреннего таможенного транзита (перевозки из места прибытия в таможенный орган, где будет декларироваться товар).

В случаях применения предварительного таможенного декларирования выпуск товаров производится немедленно после их предъявления таможенному органу, принявшему предварительную таможенную декларацию. Повторной подачи таможенной декларации в этом случае не требуется.

Применительно к таможенному оформлению ввоза в Россию товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями следует отметить отсутствие специальных мест (таможенных органов) таможенного декларирования. Отсюда возможность предварительного таможенного декларирования может быть использована, как в месте прибытия товара, так и в любом ином таможенном органе, правомочном принимать таможенные декларации.

При предварительном декларировании товаров применяются все правила приема и проверки таможенных деклараций.

К таким правилам, в частности, относятся:

Независимо от применения таможенных льгот по освобождению от уплаты таможенной пошлины и (или) налога на добавленную стоимость, сбор за таможенное оформление подлежит обязательной уплате.

Размеры таможенного сбора установлены Правительством Российской Федерации в зависимости от стоимости ввозимого товара.

Решения, обязательные для всех таможенных органов.
Решения, принятые до подачи таможенной декларации на товары и имеющие обязательное значение для всех таможенных органов могут касаться:
- определения наименования товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД);
- определения страны происхождения товаров.

При ввозе товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями страна происхождения товара, как правило, не имеет решающего значения для предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в виду наличия иных определяющих критериев (цель ввоза товаров, наименование товаров и т.д.).

Практический интерес представляют решения уполномоченных таможенных органов о наименовании товаров, то есть их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Таможенное законодательство предлагает несколько вариантов принятия решений, которые впоследствии будут обязательными при таможенном оформлении товаров в любом таможенном органе.

1. Решения о классификации отдельных видов товаров, принятые Федеральной таможенной службой.
Решения о классификации товаров, принятые Федеральной таможенной службой подлежат обязательному опубликованию. Данные решения, как правило, не носят индивидуального характера, то есть, не привязаны к конкретному лицу, которое перемещает товар через таможенную границу.

Поводами для принятия подобных решений могут служить накопившиеся проблемные ситуации, возникающие в процессе таможенного оформления отдельных видов товаров, обусловленные противоречивыми подходами и неодинаковой практикой классификации декларируемых товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Воспользоваться решением Федеральной таможенной службы о классификации отдельных видов товаров может любое заинтересованное лицо, в случае перемещения товаров, по классификации которых принято решение ФТС России.

2. Предварительные решения, уполномоченных таможенных органов о классификации товаров.
Предварительное решение о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД России) принимается по запросу заинтересованного лица с целью отнесения конкретного товара к определенной подсубпозиции ТН ВЭД России, то есть определения конкретного (10-значного кода), который впоследствии может быть применен для декларирования товара.

Предварительное решение выдается на каждое наименование товара, включающее определенную марку, модель, артикул, модификацию.

Предварительное решение принимается бесплатно, является обязательным для всех таможенных органов, носит индивидуальный характер и действует в течение 5 лет со дня его принятия.

Порядок подачи и рассмотрения заявления на принятие предварительного решения утвержден приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации (ныне – ФТС России) от 22 августа 2003 г. № 920 «Об утверждении Положения о порядке принятия предварительных решений о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и о стране происхождения товара».

Лицо, заинтересованное в принятии предварительного решения (декларант), направляет в ФТС России (Главное управление товарной номенклатуры и торговых ограничений) либо в таможню письменный запрос о принятии предварительного решения.

К запросу должны прилагаться пробы и образцы товара, его описание, фотографии, рисунки, чертежи, коммерческие, технические и иные документы, содержащие необходимые сведения о товаре (например, технологические схемы изготовления, оригиналы или заверенные в установленном порядке копии заключений специалистов экспертных организаций, в которых приведены результаты исследования данных проб и образцов товара, необходимые для его классификации в соответствии с ТН ВЭД). Для крупногабаритных товаров предоставление образцов товара может быть заменено их фотографиями.

Предварительное решение оформляется на специальном бланке. При таможенном оформлении предварительное решение (оригинал и копия) предоставляется одновременно с подачей грузовой таможенной декларации.

Предварительное решение о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, так же как и решение Федеральной таможенной службы о классификации отдельных видов товаров могут применяться, как при обычном порядке таможенного декларирования товаров, так и в случаях подачи предварительной таможенной декларации.

Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров.
Участникам внешнеэкономической деятельности, осуществляющим инвестиционные проекты, связанные с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации, важно иметь представление об упрощенных процедурах таможенного оформления иностранных товаров, которыми могут воспользоваться лица, получившие на то разрешение Федеральной таможенной службы.
Упрощенные процедуры таможенного оформления товаров позволяют:

  • временно (до подачи таможенной декларации) хранить товары на собственном складе, не обращаясь к услугам владельцев складов временного хранения;
  • предварительно декларировать товары с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации, то есть произвести таможенное декларирование с условием последующего представления таможенному органу товаров и недостающих для декларирования этих товаров сведений;
  • производить таможенное декларирование товаров на собственном складе с подачей периодической таможенной декларации, то есть подавать одну таможенную декларацию, на все товары, поступающие на склад в течение 15 дней с момента прибытия на данный склад первой партии товаров;
  • выпустить товар до подачи таможенной декларации с уплатой или обеспечением уплаты таможенных платежей и последующим таможенным декларированием данных товаров.

Лица, претендующие на получение определенных преимуществ по таможенному оформлению товаров, должны одновременно отвечать следующим требованиям:

1. Не иметь на день обращения в таможенный орган о применении в отношении их специальных упрощенных процедур вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и не считающихся подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями 16.2 «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и (или) транспортных средств», 16.7 «Представление недействительных документов при таможенном оформлении», частью 1 статьи 16.9 «Недоставка, выдача (передача) без разрешения таможенного органа либо утрата товаров или документов на них», частью 3 статьи 16.12 «Несоблюдение сроков подачи таможенной декларации или представления документов и сведений», статьей 16.15 «Непредставление в таможенный орган отчетности» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ);
Таким образом, исполнение постановления по делу об административном правонарушении в области таможенного дела (нарушении таможенных правил) снимает (для целей предоставления льгот) факт привлечения к ответственности.
Исключение составляют случаи привлечения к ответственности по статьям 16.2, 16.7, частью 1 статьи 16.9, частью 3 статьи 16.12, статьей 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, когда учитывается годовая давность привлечения к административной ответственности (статья 4.6 КоАП РФ).

2. Вести систему учета своей коммерческой документации способом, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, и сведения, представленные таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров.
Заявитель должен вести систему учета коммерческой документации не позднее дня начала применения специальных упрощенных процедур.
Система учета коммерческой документации должна содержать полученные из коммерческих, таможенных или иных документов сведения о внешнеэкономической сделке, включая сведения о товарах, являющихся предметами указанной сделки и содержащихся в каждой товарной партии, а также сведения о последующих операциях с указанными товарами, независимо от наличия или отсутствия у заявителя права собственности на эти товары.
В системе учета коммерческой документации отдельно должны содержаться сведения о товарах, которые декларируются:

  • в разных таможенных декларациях;
  • в одной таможенной декларации, но под разными номерами товара;
  • в одной таможенной декларации под одним номером товара, но имеют разные торговые, коммерческие или иные традиционные наименования, или разные торговые знаки, артикулы, стандарты, или разную расфасовку и тому подобные технические и коммерческие характеристики.
3. Осуществлять внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.
Трехлетний срок объясняется попыткой исключения из числа претендентов на получение прав по применению упрощенных процедур таможенного оформления товаров лиц, созданных для осуществления одной – двух внешнеторговых сделок, то есть так называемых «фирм однодневок».
Для подтверждения факта осуществления внешнеэкономической деятельности не менее трех лет может быть представлен любой документ (документы), например, таможенная декларация, платежные и расчетные документы по исполнению внешнеторгового договора, документы из досье по паспорту сделки и другие документы.

Таким образом, выполнение перечисленных требований позволит Федеральной таможенной службе отнести участников внешнеэкономической деятельности к числу «добросовестных» и установить для них конкретные специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.
Заинтересованное лицо (заявитель) вправе выбрать для таможенного оформления своих товаров одну или несколько специальных упрощенных процедур.

 

Кроме изложенного важно также знать !!!

1. Утрата оснований для предоставления льготы (например, утрата статуса организации с иностранными инвестициями) препятствует ее предоставлению в дальнейшем (например, в случае увеличения уставного капитала), но не образует нецелевого использования товаров, освобожденных от уплаты таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость.
Дело в том, что целью предоставления льготы является внесение ввезенного товара в уставный капитал общества, а основанием - наличие у него (общества) статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Утрата оснований для предоставления льготы препятствует ее предоставлению в дальнейшем, но не образует нецелевого использования товаров и не порождает обязанности уплаты таможенных платежей, по которым были предоставлены таможенные льготы.

2. Передача товара, ввезенного в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, в аренду иному лицу не рассматривается как нецелевое использование товара, так как аренда не является реализацией (продажей) товара.

3. Товар, ввезенный в Российскую Федерацию в качестве вклада иностранного инвестора в уставный (складочный) капитал коммерческой организации с иностранными инвестициями, будучи выпущен условно, продолжает сохранять статус иностранного товара.
При необходимости изменения таможенного режима, данный иностранный товар может быть помещен под любой таможенный режим, предусмотренный для иностранных товаров (переработка на таможенной территории, переработка для внутреннего потребления, временный ввоз, свободная таможенная зона, реэкспорт, отказ в пользу государства, уничтожение).

4. В случае уничтожения товара, безвозвратной утери либо повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы товар в целях снятия с него бремени таможенного контроля (статья 246 Таможенного кодекса РФ).