Первые итоги Таможенного Союза 05.10.2010

Первые итоги Таможенного Союза

Выступление на форуме «Таможенный Союз. Первые итоги и перспективы»

Уважаемые коллеги, мое выступление очень созвучно теме форума – «первые итоги Таможенного Союза». В июле-августе 2010 наша ассоциация совместно с Ленинградской областной торгово-промышленной палатой проводила горячую линию поддержки таможенных брокеров и участников ВЭД по новому законодательству Таможенного Союза, по результатам поступивших звонков было проведено несколько тематических семинаров и конференций, так что мы не понаслышке знаем о проблемах, с которыми действительно столкнулись и сталкиваются ежедневно участники ВЭД и брокеры Северо-Западного региона.

Прежде всего, хочу отметить изменение в сроке подачи таможенной декларации, который законодательство таможенного союза связывает со сроками временного хранения. Этот же срок связан и со сроком уплаты таможенных платежей в отношении прибывающих товаров, что с одной стороны избавляет участников ВЭД и таможенных брокеров от начисления пени в отношении находящихся на временном хранении товаров, а с другой стороны является основанием для пересмотра сложившейся практики подачи декларации. Жестко установленные сроки выпуска и возможность отказа в выпуске в случае затянувшейся проверки заставляет и брокеров и участников ВЭД тщательнее подходить к заявляемым сведениям и подготовке документов. Хотела бы обратить внимание на то, что таможенные платежи(пошлины и налоги), идентифицированные при подаче декларации на товары, в случае отказа в выпуске возвращаются в общем порядке возврата (зачета) излишне уплаченных таможенных платежей, таким образом, существует риск не только затягивания сроков возврата(зачета) с чем мы неоднократно сталкиваемся в настоящее время, но и отказа в таком возврате (зачете) по формальным признакам, в том числе в случае наличия задолженности, например, по приостановленным требованиям.

Я согласна с выступлением на первом дне форума А.В.Северилова (Международный таможенный брокер) о том, что конечно мы сегодня работаем в тех условиях, которые есть не оценивая их с точки зрения эффективности или оправданности. Однако, с трибуны форума хотелось бы заявить о том, что упрощенная форма зачета таможенных платежей в случае отказа в выпуске для их уплаты в отношении тех же товаров по другой декларации на товары могла бы в значительной мере облегчить участь и брокеров и декларантов без ущерба для бюджета и государства.

Я понимаю, что вы справедливо заметите мне об очень ограниченных случаях обоснованного отказа в выпуске, а именно возможного применения запретов и ограничений в результате проверки в ходе таможенного контроля. И приведу вам пример того, что участники ВЭД сталкиваются сегодня с большим количеством проблем, связанных с государственным регулированием внешнеторговой деятельности, (техническим, фитосанитарным, санитарно-эпидемиологическим и т.д.)

Достаточно сказать о переносе санитарно-эпидемиологического контроля в пункте пропуска и замене представления документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в этой области, в ходе таможенного оформления на проставление штампа «въезд разрешен» на товарно-сопроводительных документах. С одной стороны такая мера призвана уменьшить количество документов представляемых для таможенного оформления с другой так же, как срок подачи декларации, заставляет и участников ВЭД, и брокеров и экспедиторов пересмотреть многие устоявшиеся подходы к подготовке документов.

Всем понятно, что сотрудники службы санэпид контроля ориентируются прежде всего на код ТН ВЭД товара, заявленный в товарно-сопроводительных документах, поскольку названия в таких документах зачастую носят очень общий характер. В силу закона перевозчик заявляет код ТН ВЭД на уровне 4-х знаков, лицо, заявляющее процедуру таможенного транзита (в большинстве случаев тот же перевозчик) на уровне 6-ти. Таким образом, вероятность того, что к месту доставки прибудут товары, подлежащие санитарно-эпидемиологическому контролю без необходимого штампа, поскольку в пункте пропуска код ТН ВЭД был указан неверно, очень высока.

В таком случае даже наличие необходимых документов, подтверждающих соблюдение установленных запретов и ограничений, (санэпид заключения, свидетельства о регистрации) не решит вопроса отсутствия штампа «въезд разрешен» на товарно-сопроводительных документах.

Мы провели консультации с региональными органами Роспотребнадзора и получили ответ о том, что каждый территориальный орган имеет свою компетенцию и, например, Санкт-Петербургское отделение компетентно только в отношении авиа и морского транспорта, что исключает возможность проставления разрешительного штампа на международной товарно-транспортной накладной. Конечно, они с пониманием относятся к возникающим у участников ВЭД проблемам и стараются помочь по мере сил, но каждый такой вопрос решается в индивидуальном порядке, что занимает достаточно много времени на различные согласования. Вот вам и отказ в выпуске.

Подходя конструктивно, я бы выделила в указанном случае два направления для возможного разрешения возникающей проблемы. Прежде всего вполне оправдано если при классификации ввозимых товаров при помещении их под процедуру таможенного транзита в пунктах пропуска таможенные органы будут осуществлять контроль правильности такой классификации как им предписывает Таможенный кодекс таможенного союза. Однако, такой контроль может существенно затруднить прохождение границы и увеличить время оформления транспортных средств в пунктах пропуска. Наши коллеги из Казахстана, например, такой подход посчитали неприемлемым и законодательно лишили таможенные органы в пунктах пропуска ( местах прибытия) компетенции по контролю за классификацией товаров.

Возможен и другой подход – разрешить представление документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в том числе и в ходе таможенного оформления, если заявляется код ТН ВЭД отличный от заявленного в транзитной декларации и(или) товарно-сопроводительных документах. Нам представляется что такая временная мера поможет упростить для участников ВЭД переходный период к широкому применению технологий удаленного выпуска, которые исключат перемещение к местам доставки товаров без документов о соблюдении запретов и ограничений.

Есть конечно и другой подход у добросовестных и осмотрительных участников ВЭД – получение предварительных решений о классификации товаров в таможенных органах. Таможенным кодексом таможенного союза порядок выдачи предварительных решений отнесен к национальному законодательству. Максимальный срок выдачи такого решения установлен законодательством Таможенного Союза в 90 дней, что дает нам основания полагать о том, что ранее установленные российским законодательством 90 дней на выдачу предварительных решений останутся без изменений. В настоящий момент Проект Закона о таможенном регулировании в отношении порядка получения /выдачи/ предварительных решений содержит бланкетную (отсылочную) норму, что с большой вероятностью дает основания полагать дальнейшее применение существующего в настоящий момент административного регламента получения/выдачи предварительных решений, исключающего оперативность получения подобных решений.

Обратимся к нашим коллегам из Казахстана. А что у них? Предварительное решение по классификации товаров выдает не только высший таможенный орган но и региональные управления, срок выдачи таких решений – 20 дней. Ну как тут не вспомнить выступавшего на форуме В.В.Ивина о том, что «президентом Российской Федерации дано поручение - создать наиболее привлекательные условия для российского бизнеса в ходе подготовки и принятия Закона о таможенном регулировании в РФ».

А почему бы не обращаться за предварительными решениями к казахстанским таможенным органам, а предъявлять такие решения российским – ведь таможенный союз это прежде всего объединение территорий и взаимная интеграция таможенного регулирования государств – участниц. Однако, Таможенный кодекс таможенного союза не предполагает взаимной обязательности применения предварительных решений выданных таможенными органами государств – участников несмотря на общий таможенную номенклатуру и таможенный тариф. Значит ли это, что в России и Казахстане могут быть различные подходы к классификации одних и тех же товаров? На наш взгляд такая норма не отвечает общим принципам единой таможенной территории и унификации процедур и правил таможенного оформления и таможенного контроля.

Дополнительно в отношении предварительных классификационных решений я бы хотела отметить о том, что, если прежде такие решения отменялись по инициативе таможенных органов, их действие продолжалось еще три месяца от даты такой отмены. Нынешнее регулирование Таможенного союза предполагает возможность отмены предварительных решений, выданных национальными таможенными органами, решениями и разъяснениями Комиссии таможенного союза без пролонгации их действия после отмены. Таким образом, у предпринимателей больше не будет времени на изменение расчетов и планирование поставок, если подход к классификации ввозимых (вывозимых) товаров на уровне Таможенного Союза внезапно изменится.

И конечно, как представитель Региональной ассоциации таможенных брокеров «Северо-Запад», я не могу не затронуть вопрос обеспечения оплаты таможенных платежей и регулирования этого института законодательством Таможенного Союза и национальными законодательствами государств-участников.

Конечно таможенных брокеров (представителей) Российской Федерации интересует возобновление применения такого способа обеспечения уплаты таможенных платежей, как поручительство. Банковская гарантия в один миллион евро приводит к непосильной финансовой нагрузке для предприятий брокеров (представителей) особенно категории малого-среднего бизнеса. Поручительство, особенно под контролем специализированных общественных объединений, не только снижало финансовую нагрузку на предприятия, но и допускало возможность обжалования незаконных требований таможенных органов без безусловной уплаты со стороны поручителя.

Еще в 2008 году по информации нашей ассоциации Федеральной антимонопольной службой РФ было возбуждено дело в отношении Федеральной таможенной службы РФ по факту нарушения антимонопольного законодательства при применении института поручительства. В результате проведения ФАС РФ расследования по этому вопросу в Правительство Российской Федерации было направлено предписание о необходимости разработки критериев для поручителей за уплату таможенных пошлин и налогов. Такой подход нашел свое отражение и в проекте Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации.

Однако последние поправки Федеральной таможенной службы свели на нет и поручение Федеральной антимонопольной службы и нашу работу по возрождению института таможенных брокеров (представителей) среди предприятий малого и среднего бизнеса. Кроме соответствия критериям, установленным Правительством Российской Федерации, проект закона содержит обязанность поручителя представлять банковскую гарантию на всю сумму обязательств.

Такая норма не только сделает институт поручительства еще более громоздким и дорогостоящим чем банковская гарантия, но и устранит возможность общественным организациям, контролирующим деятельность своих членов выступать поручителем за них перед таможенными органами.

Давайте посмотрим - как регулируется подобный институт в других государствах-участниках. Белоруссия «выторговала» для себя 18 месяцев переходного периода деятельности таможенных представителей без представления обеспечения. По информации от предпринимателей Белоруссии – государство планирует тщательно изучить опыт Казахстана по введению обеспечения и солидарной ответственности таможенных представителей и принять национальное законодательство, максимально защищающее предприятия Белоруссии и снижающие финансовую нагрузку.

В Казахстане же в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей кроме российского перечня предусмотрен также и договор страхования. В отношении поручителей законодательство предусматривает представление поручителями обеспечения взятых на себя обязательств, не ограничивая их в выборе способа такого обеспечения.

По результатам неоднократно проводимого ассоциацией анализа рисков деятельности таможенных брокеров в том числе и по взысканию дополнительно начисленных таможенных платежей - мы предполагаем возможность низкой ставки страховых премий в договорах страхования. Таким образом, законодательство Казахстана проводит национальную политику защиты института таможенных представителей от непомерной финансовой нагрузки. Не удивительно, что по сведениям, приведенным ФТС РФ в настоящее время количество таможенных представителей в Казахстане более чем в два раза превышает количество таможенных брокеров(представителей) в Российской Федерации.

Ну как тут не вспомнить опять о поручении президента Российской Федерации, упомянутое В.В.Ивиным.

Мне было приятно услышать от Галины Владимировны Баландиной о том, что огромная сумма обеспечения в 50 миллионов вводилась для таможенных брокеров в 2003 году в том числе и в связи с тем, что «таможенной службой предполагалось, что брокер будет выступать финансовым гарантом совершаемых таможенных операций». Правда порядок учета таких финансовых гарантий так и не был разработан. Сегодня таможенные технологии шагнули далеко вперед, введен институт генерального обеспечения, которое может быть использовано в нескольких таможенных органах. Однако, норма об использовании обеспечения таможенного представителя в качестве генерального, ранее включенная в проект Закона, была исключена в ходе переговоров с ФТС России.

В.В.Ивин в своем докладе отметил, что ФТС России заинтересовано в развитии института российских таможенных представителей особенно в преддверии полного перехода на электронный обмен данными и технологии удаленного выпуска.

Нам представляется, что сейчас именно то время когда от слов необходимо переходить к делу. Сегодня, пока Проект находится на стадии обсуждения еще не поздно ввести нормы, которые обеспечат для института таможенных представителей благоприятные условия для работы, ставящие их в равные и/или более выгодные условия создания и деятельности по сравнению со схожими предприятиями в государствах-участниках.

Мы поддерживаем предложение представителя «Международного таможенного брокера» об общей площадке обсуждения и экспертизы проектов нормативных и подзаконных актов представителями бизнес-структур, как и предполагается Проектом Закона. Мы всегда готовы к конструктивному диалогу и рассматриваем таможенные органы как коллег, как соратников, и ожидаем от взаимного сотрудничества на основе взаимного доверия и уважения.

Теги: таможенный союз, таможенное право
Автор(ы):  Чурсина Анастасия Юрьевна