Система нормативно-правового регулирования в Таможенном Союзе 06.10.2010

Система нормативно-правового регулирования в Таможенном Союзе



Выступление на форуме
«Таможенный Союз. Первые итоги и перспективы»

(30 сентября 2010 года, Конгресс-центр гостиницы «Свиссотель Красные Холмы», г.Москва)



Исторически формирование системы нормативно-правового регулирования в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.

Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза можно разделить на 8 блоков:




Слайд 2




Слайд 3




Таким образом, нормативную базу таможенного союза составляют:
  • Международные договоры государств-членов таможенного союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;

  • Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный характер и непосредственно принимаемые в государствах-членах таможенного союза) – более 42-х решений.


Порядок применения актов таможенного законодательства таможенного союза:



Слайд 4



Например для Беларуси, в соответствии с законами Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» и «О международных договорах Республики Беларусь» нормы права, содержащиеся в международных договорах Республики Беларусь, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законодательства, подлежат непосредственному применению и имеют силу того нормативного правового акта, которым выражено согласие Республики Беларусь на обязательность для нее соответствующего международного договора.

ТК ТС и иные международные договоры применяются в Республике Беларусь непосредственно и после их ратификации имеют силу закона.
Согласно решения Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 15, решения Комиссии таможенного союза, носящие обязательный характер, подлежат непосредственному применению и имеют юридическую силу актов, принимаемых государственными органами, к компетенции которых отнесено регулирование соответствующих правоотношений на момент передачи Комиссии таможенного союза соответствующих полномочий.

Таким образом, решения Комиссии таможенного союза также непосредственно применяются в Республике Беларусь и имеют различную юридическую силу, в зависимости от уровня регулируемых правоотношений.

Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его цели, задачи:



Слайд 5


Слайд 6


Договора о ТС и ЕЭП, об учреждении ЕЭП, о создании единой таможенной территории и формировании ТС явились отправной точкой и определи стратегические планы работ по формированию ТС и Единого экономического пространства, Протокол - определил механизм вступления в силу международных договоров по формированию ТС. Соглашением определен механизм распределения взимаемых сумм ввозных таможенных пошлин и нормативы их распределения в следующих размерах:
  • Республика Беларусь – 4,70 %;

  • Республика Казахстан – 7,33 %;

  • Российская Федерация – 87,97 %.

Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года с внесенными в него Протоколом от 16 апреля 2010 года изменениями и дополнениями.

Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств от 5 июля 2010 года № 48 «О ходе реализации второго этапа формирования таможенного союза в рамках ЕврАзЭС» была определена дата вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2010 года – 6 июля 2010 года.

Фактически с 6 июля 2010 дан старт функционированию единой таможенной территории ТС с изъятиями и ограничениями, предусмотренными протоколом глав государств об отдельных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС от 5 июля 2010 г. и переходными положениями ТК ТС. Этим же протоколом дано поручение по подписанию Соглашения о вывозных таможенных пошлинах.

Акты, определяющие единые меры таможенно-тарифного регулирования:



Слайд 7



Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:
  • Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

  • Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

  • Протокол от условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

  • Протокол о единой системе тарифных преференций таможенного союза от 12 декабря 2008 года;

  • Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;


Далее Решениями Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:

  • Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

  • Единый таможенный тариф таможенного союза;


Перечни необходимые для применения тарифных преференций – это:
  • Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;

  • Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза;

  • Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.

Кроме того, пунктом 7 Решения № 18, с даты его принятия (27 ноября 2009г.) Комиссии таможенного союза представлены полномочия по ведению Единый таможенный тариф таможенного союза.

Следующими значимым документом, регулирующим эти правоотношения является Решение Комиссии таможенного союза от 27 ноября 2009 года № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

А также ряд Соглашений, принятых в 2008-2009 году и определяющих единые правила определения страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Акты, определяющие единые меры нетарифного регулирования:


Слайд 8


Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 года и Решение Комиссии ТС № 132 «О едином нетарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации», которыми определены:
  • Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами-участниками таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами;

  • Положения о применении ограничений;

  • Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 года;

  • Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 года.

Акты, касающиеся таможенного регулирования на единой таможенной территории:



Слайд 9


Слайд 10


Слайд 11


Основным международным договором, в соответствии с которым осуществляется таможенное регулирование на таможенной территории таможенного союза является Договор о Таможенном кодексе таможенного союза.

А также целый блок международных договоров – это соглашения, подготовленные непосредственно в развитие ТК ТС.

По состоянию на 1 августа 2010 года подписано 12 соглашений:
  1. Соглашение о взаимной административной помощи таможенных органов государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

  2. Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств-членов таможенного союза от 21 мая 2010 года;

  3. Соглашение о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза от 21 мая 2010 года;

  4. Соглашение об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза от 21 мая 2010 года;

  5. Соглашение об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин от 21 мая 2010 года;

  6. Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года. (Обеспечения уплаты таможенных платежей, внесенные в таможенные органы Казахстана, пока не принимаются таможенными органами Беларуси и России);

  7. Соглашение об особенностях таможенных операций в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях от 18 июня 2010 года;

  8. Соглашение об освобождении от применения таможенными органами государств-членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля от 18 июня 2010 года;

  9. Соглашение о свободных складах и таможенной процедуре свободного склада от 18 июня 2010 года;

  10. Соглашение об особенностях использования транспортных средств международной перевозки, осуществляющих перевозку пассажиров, а также железнодорожного подвижного состава общего пользования, осуществляющего перевозку грузов и (или) багажа для внутренней перевозки по таможенной территории таможенного союза от 18 июня 2010 года;

  11. Соглашение по вопросам свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18 июня 2010 года;

  12. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с выпуском таких товаров от 18 июня 2010 года.

Все перечисленные соглашения до их вступления в силу после ратификации временно применяются с 6 июля 2010 года – дня вступления в силу Договора о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года.


В ходе Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа таможенного союза) на уровне глав государств, состоявшегося 5 июля 2010 года был подписан еще 4 международных договора по вопросам таможенного регулирования и деятельности таможенных органов, это:
  1. Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории таможенного союза от 5 июля 2010 года;

  2. Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза от 5 июля 2010 года;

  3. Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств-членов таможенного союза от 5 июля 2010 года;

  4. Соглашение о правовой помощи и взаимодействии таможенных органов государств-членов таможенного союза по уголовным делам и делам об административных правонарушениях от 5 июля 2010 года.

Находятся в стадии доработки (2 Соглашения):


  • Соглашение о порядке перемещения товаров по линиям электропередачи и трубопроводным транспортом

  • Соглашение об особенностях применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (1975г.)
15 сентября в Беларуси на совещании у вице-премьера Кобякова – члена Комиссии ТС – проект одобрен с оговоркой, что МДП не может применяться при перевозках между странами- участниками ТС.

Также Республика Казахстан пока не является стороной Стамбульской Конвенции о временном ввозе (вывозе) АТА.

И еще более 20 решений Комиссии Таможенного союза, принятых в соответствии с ТК ТС и иными международными договорами государств-членов таможенного союза.

Акты, определяющие единый порядок надзора(контроля) за безопасностью товаров (продукции):




Слайд 12


Кроме того, в связи с письмом Минздрава Казахстана от 29.06.2010 № 14-8-5064/4 до 1 января 2011 года товары, следующие в адрес казахских грузополучателей, ввозятся через внешнюю границу ТС без наличия СЭЗ. В РБ ввозятся без СЭЗ при наличии гарантийного письма импортера.
Также существует проблема признания сертификатов соответствия, выданных уполномоченным органом одной страны, в другой стране до разработки и введения единых технических регламентов стран- членов ТС.

Акты, регулирующие вопросы взимания налогов во внутренней торговле государств-членов ТС:




 Слайд 13


Акты, определяющие ведение статистики внешней и внутренней торговли:



 Слайд 14.


Комиссия ТС:



 Слайд 15


Решения КТС, если в них не указан срок вступления в силу, вступают в силу в порядке, определенном Правилами процедуры Комиссии таможенного союза, утвержденными Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 15.

В соответствии с пунктом 39 этих Правил решения КТС, имеющие обязательный характер, вступают в силу не ранее чем через месяц с даты их официального опубликования.

Датой официального опубликования решения КТС является дата его размещения на официальном Интернет – сайте КТС (п.37 Правил).

При исчислении процессуальных сроков применяется законодательство страны пребывания КТС. В соответствии с Договором о Комиссии таможенного союза от 6 октября 2007 года местом пребывания КТС является город Москва. Таким образом, порядок исчисления срока вступления в силу решений КТС определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 192 Гражданского кодекса Российской Федерации срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, в котором нет соответствующего числа, то срок истекает в последний день этого месяца.

В соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.

Таким образом, решение КТС, если в нем не предусмотрено иное, вступает в силу в день следующего месяца, следующий за днем с датой, аналогичной дню опубликования решения КТС.

В качестве примера можно привести решение КТС от 16 июля 2010г. № 328 (преференции по гражданским самолетам) , которым не была предусмотрена дата его вступления в силу. Это решение КТС размещено на официальном Интернет – сайте КТС 19 июля 2010 года, следовательно, вступило в силу с 20 августа 2010 года.

Акты, касающиеся органов ТС, в частности Комиссии ТС:



 Слайд 16






Теги: таможенный союз, таможенное право
Автор(ы):  Козлов Михаил Викторович