
Интервью Андерша Лильенберга, Ректора Стокгольмской Школы Экономики
Стокгольмской школы экономики
(14 октября 2010 года, Гостиница «Novotel», г.Москва)
Видео запись интервью можно просмотреть здесь: www.tamognia.ru/people/articles/detail.php?ID=1535276
Никитин Артур:
Уважаемый Андерш, добрый вечер! В 2009 году школа отпраздновала свой столетний юбилей. Какие принципы и традиции сохранились в школе на сегодняшний день?
Лильенберг Андерш:
Только что я выступал с речью, в которой касался этих аспектов. Говорил о Швеции и её влиянии на эти аспекты. Мы много времени уделяем именно участникам программы - нашим студентам, и работаем исходя из концепции, так называемых, либеральных искусств, где много времени и внимания уделяем отдельным идеям. Также мы любим оспаривать реальность, смотреть на неё нетрадиционным образом. Мы много времени тратим на рассмотрение идей, которые касаются различных социальных аспектов, и пытаемся работать с прицелом на будущее, достаточно перспективно.
Стокгольмская школа занимается не только образовательной деятельностью, но и научной. Какие направления для Вас актуальны и интересны на сегодняшний день?
Могу сказать, что таких областей довольно много, но основных областей две, на которые мы обращаем внимание в последнее время, - это финансы и маркетинг.
Маркетинг - это то, где я являюсь специалистом, хотя в последнее время у меня нет возможности на исследования в этой области, потому что я все-таки ректор и занимаюсь большим количеством организационных вопросов.
На что следует обратить внимание, выбирая бизнес школу? Где, по вашему мнению, лучше учится в России или в Европе?
Это очень хороший вопрос. Могу начать с того, что мы всегда работаем честно по отношению к нашим участникам, нашим студентам. Когда они приходят к нам, задумываясь о том, почему им нужно учиться именно в Стокгольмской школе, они должны сделать осознанный выбор, должны осознать свою цель, ради которой они будут у нас учиться, потому что, если они хотят просто получить диплом им не стоит сюда идти. Наш диплом заслужить не так-то просто. Он подразумевает постоянную работу над собой. Можно найти 100 и более школ, где совершенно спокойно получишь этот диплом, но это не наш пример, потому что у нас надо постоянно работать над собой, учиться.
Откровенно говоря, не хочу показаться грубым, но в России достаточно много таких, “не очень хороших” школ, в которых не дается высокого уровня образования. Стокгольмская школа к ним не относится. Но в России помимо Стокгольмской школы я бы хотел отметить также две неплохие школы – это школа в Санкт-Петербурге и, конечно же, Сколково - очень хороший пример.
Стокгольмская школа исповедует западную традицию преподавания и обучения и это заключается не только в том, что приезжают западные преподаватели, а и в том, что весь наш курс пронизан так называемым западным менталитетом.
Модели нобелевских лауреатов 2010 года объясняют взаимосвязь объясняют, каким образом безработица, вакансии и зарплата зависят от правил и экономической политики. Какие шаги, по вашему мнению, необходимо предпринять государствам для сближения работодателей и работников?
Это очень интересный вопрос. Конечно, очень многие нобелевские лауреаты демонстрируют теоретические модели, которые не всегда подкреплены практикой. Я же хотел бы отметить необходимость опирать все эти теоретические изыскания на практические примеры, учитывать то, как эта модель будет основываться на практике, какие дополнительные аспекты будут включаться.
Если поговорить о проблеме отношения работодателя с работником в свете недавнего кризиса, то наиболее важным было бы отметить необходимость уменьшить тот самый разрыв между работодателем и работником, чтобы они не воспринимались как две отдельные стороны, чтобы они воспринимались как нечто более целое, чтобы не было такого подхода: есть мы - работники, а есть они - работодатели. От этого нужно уходить. Конечно же, профсоюзы могут отчасти помочь ликвидировать эту проблему, но только отчасти.
В Швеции иной подход.
Два года назад разразился экономический кризис и разные страны вышли из него по-разному. В Швеции был свой подход и демонстрируется то, что работодатели смогли удержать своих сотрудников на работе, им удалось с ними договорится. Предположим, понизились зарплаты, но это было оговорено дополнительно. Люди не были уволены, они работали не полную рабочую неделю, а выходили на работу только четыре дня. Работодателям удалось сохранить более ценных сотрудников и это большой плюс. В тех же компаниях в странах, в которых не было это сделано, люди ушли или были уволены, работодателям пришлось снова их набирать, каким-то образом пополнять штат своих сотрудников. Это привело к дополнительным сложностям. Шведский подход как раз и основывается на доверии и уважении работодателя и сотрудника, именно это я считаю залогом успешного будущего.
Андреш, спасибо Вам за уделенное время. Было приятно с Вами пообщаться.
Спасибо Вам – успеха нам
Теги:
Автор(ы): Лильенберг Андерш