Интервью Андерша Лильенберга, Ректора Стокгольмской Школы Экономики 20.10.2010

Интервью Андерша Лильенберга, Ректора Стокгольмской Школы Экономики

День открытых дверей
Стокгольмской школы экономики
 (14 октября 2010 года, Гостиница «Novotel», г.Москва)

Видео запись интервью можно просмотреть здесь:
www.tamognia.ru/people/articles/detail.php?ID=1535276

Никитин Артур:

Уважаемый Андерш, добрый вечер! В 2009 году школа отпраздновала свой столетний юбилей. Какие принципы и традиции сохранились в школе на сегодняшний день?


Лильенберг Андерш:

Только что я выступал с речью, в которой касался этих аспектов. Говорил о Швеции и её влиянии на эти аспекты. Мы много времени уделяем именно участникам программы - нашим студентам, и работаем исходя из концепции, так называемых, либеральных искусств, где много времени и внимания уделяем отдельным идеям. Также мы любим оспаривать реальность, смотреть на неё нетрадиционным образом. Мы много времени тратим на рассмотрение идей, которые касаются различных социальных аспектов, и пытаемся работать с прицелом на будущее, достаточно перспективно.


Стокгольмская школа занимается не только образовательной деятельностью, но и научной. Какие направления для Вас актуальны и интересны на сегодняшний день?


Могу сказать, что таких областей довольно много, но основных областей две, на которые мы обращаем внимание в последнее время, - это финансы и маркетинг.

Маркетинг - это то, где я являюсь специалистом, хотя в последнее время у меня нет возможности на исследования в этой области, потому что я все-таки ректор и занимаюсь большим количеством организационных вопросов.


На что следует обратить внимание, выбирая бизнес школу? Где, по вашему мнению, лучше учится в России или в Европе?


Это очень хороший вопрос. Могу начать с того, что мы всегда работаем честно по отношению к нашим участникам, нашим студентам. Когда они приходят к нам, задумываясь о том, почему им нужно учиться именно в Стокгольмской школе, они должны сделать осознанный выбор, должны осознать свою цель, ради которой они будут у нас учиться, потому что, если они хотят просто получить диплом им не стоит сюда идти. Наш диплом заслужить не так-то просто. Он подразумевает постоянную работу над собой. Можно найти 100 и более школ, где совершенно спокойно получишь этот диплом, но это не наш пример, потому что у нас надо постоянно работать над собой, учиться.

Откровенно говоря, не хочу показаться грубым, но в России достаточно много таких, “не очень хороших” школ, в которых не дается высокого уровня образования. Стокгольмская школа к ним не относится. Но в России помимо Стокгольмской школы я бы хотел отметить также две неплохие школы – это школа в Санкт-Петербурге и, конечно же, Сколково - очень хороший пример.

Стокгольмская школа исповедует западную традицию преподавания и обучения и это заключается не только в том, что приезжают западные преподаватели, а и в том, что весь наш курс пронизан так называемым западным менталитетом.


Модели нобелевских лауреатов 2010 года объясняют взаимосвязь объясняют, каким образом безработица, вакансии и зарплата зависят от правил и экономической политики. Какие шаги, по вашему мнению, необходимо предпринять государствам для сближения работодателей и работников?


Это очень интересный вопрос. Конечно, очень многие нобелевские лауреаты демонстрируют теоретические модели, которые не всегда подкреплены практикой. Я же хотел бы отметить необходимость опирать все эти теоретические изыскания на практические примеры, учитывать то, как эта модель будет основываться на практике, какие дополнительные аспекты будут включаться.

Если поговорить о проблеме отношения работодателя с работником в свете недавнего кризиса, то наиболее важным было бы отметить необходимость уменьшить тот самый разрыв между работодателем и работником, чтобы они не воспринимались как две отдельные стороны, чтобы они воспринимались как нечто более целое, чтобы не было такого подхода: есть мы - работники, а есть они - работодатели. От этого нужно уходить. Конечно же, профсоюзы могут отчасти помочь ликвидировать эту проблему, но только отчасти.

В Швеции иной подход.

Два года назад разразился экономический кризис и разные страны вышли из него по-разному. В Швеции был свой подход и демонстрируется то, что работодатели смогли удержать своих сотрудников на работе, им удалось с ними договорится. Предположим, понизились зарплаты, но это было оговорено дополнительно. Люди не были уволены, они работали не полную рабочую неделю, а выходили на работу только четыре дня. Работодателям удалось сохранить более ценных сотрудников и это большой плюс. В тех же компаниях в странах, в которых не было это сделано, люди ушли или были уволены, работодателям пришлось снова их набирать, каким-то образом пополнять штат своих сотрудников. Это привело к дополнительным сложностям. Шведский подход как раз и основывается на доверии и уважении работодателя и сотрудника, именно это я считаю залогом успешного будущего.


Андреш, спасибо Вам за уделенное время. Было приятно с Вами пообщаться.


Спасибо Вам – успеха нам



Теги: 
Автор(ы):  Лильенберг Андерш