Серый импорт 09.12.2010

Серый импорт

Таможенная статистика - как инструмент выявления "серого импорта".

Маркетологи, занимающиеся изучением рынка, знают, как важно иметь представление о реальной ёмкости рынка или о размере внутреннего потребления товара. Ведь если знать, сколько того или иного товара потребляется, то можно точно спланировать, какое количество данного товара производить или закупать.

Очень часто известная формула расчёта внутреннего потребления «импорт + внутреннее производство – экспорт» даёт сильно заниженный результат. Причина занижения заключается в том, что импорт, представляющий собой учётный показатель официальной таможенной статистики, в свою очередь, содержит данные как о торговле по реальным, так и по заниженным ценам. Последняя ситуация называется «серый импорт».

Если маркетолог, анализируя рынок, сможет вычленить долю серого импорта из полного объёмаи пересчитать её в реальный денежный объём, то тогда итоговая цифра внутреннего потребления станет более приближенной к реальности.

Попробуем выявить признаки торговли, которые могут быть связаны с «серым импортом» и которые могут быть выявлены с помощью анализа таможенной статистики.


Первый способ определить "серый импорт": «непрямой» канал поставки, организованный с нерациональным логистическим плечом. Речь идёт о том, что производитель зарубежного товара поставляет его в Россию не самостоятельно, а через «вторые руки». Причём эти «вторые руки» географически удалены от производителя. Например, страна-производитель товара Италия или Испания, а поставляется из Латвии или Литвы; или произведенный в Китае товар поставляется из Германии или Нидерландов. Казалось бы, для чего везти товар из Китая в Европу, чтобы потом поставить его в Россию? Ответ: либо для того, чтобы снизить его реальную закупочную стоимость и сэкономить натаможенных платежах в бюджет Российской Федерации, либо для того, чтобы исключить ввозимый товар из перечня товаров, контролируемых по стране происхождения товаров и избежать корректировки таможенной стоимости. Поэтому разброс стран-производителей и стран-поставщиков, связанный с нелогичной географией доставки, может быть признаком серого импорта.

Второй способ определить "серый импорт": «непрямой» канал поставки, связанный с наличием многочисленных российских фирм-посредников. Сегодня так называемый «профиль компании» - тема, доступная для всех желающих изучить участников того или иного рынка. Если компания:

  • никак не продвигает себя в Интернете;
  • не является законопослушным субъектом сдачи финансовой и иной статистической отчётности (проще говоря, данных о ней в официальной, доступной статистике просто нет);
  • если от роду ей всего ничего, и она не только не выставляет на своём сайте документ об официальном статусе зарубежного представителя, но и вообще не имеет сайта

то большая вероятность, что торговля, с ней связанная, есть так же предмет серого импорта.

Третий способ определить "серый импорт": контрактная цена значительно отличаются от розничных цен аналогичных товаров на российском рынке более чем в 2-3 раза. Только в этом случае, конечно, нужно хорошо ориентироваться в ценах.

Четвёртый способ определить "серый импорт": товар известного производителя, выпускающего определенную номенклатуру изделий, подтверждение которой (описание, фотографии) легко можно получить на его сайте, отражается в таможенной статистике под не соответствующим данной номенклатуре кодом ТН ВЭД или содержит описание, отличное от опубликованного производителем. Цель подобной операции: ввоз под более низкую ставку импортной пошлины или попытка избежать затрат на исполнение требований законодательства РФ в части применения к ввозимому товару мер нетарифного регулирования.

Возможно, существуют и иные способы вычленения серого импорта; возможно, что и не только в маркетинговых целях. Но мы ограничиваемся темой изучения рынка, и рады будем обмену мнениями.

Хотите получить от данных таможенной статистики максимальную выгоду для Вашего бизнеса? Мы поможем Вам в этом!

ВладВнешСервис - информационно-аналитическая компания, специализирующаяся на статистических отчётах и исследованиях, выявляющих рыночный спрос. Отчёты выполняются на основе анализа статистики федеральных ведомств, в том числе статистики экспорта и импорта, производства и сбыта, железнодорожных грузоперевозок. По итогам 2009 года входит в ТОР-10 ведущих исследовательских компаний России и является официальным партнером подкомитета по маркетингу ТПП РФ.

По индивидуальному запросу мы подготовим для Вас детальный анализ экспорта и анализ импорта рынка любого товара.

Источник: www.vvs-info.ru

Теги: серый импорт, статистика, анализ импорта, анализ экспорта
Автор(ы):  Мартынова Жанна Вадимовна