
О получении статуса уполномоченного экономического оператора
Введение института уполномоченного таможенного оператора (УЭО) в российскую таможенную практику является важным этапом в развитии системы взаимодействия таможенной службы и участников ВЭД. Данная новелла таможенного законодательства таможенного союза основана на нормах международного права. Международная конвенция от 18 мая 1973 года «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» [Российская Федерация присоединилась к Конвенции (Федеральный закон от 03.11.2010 N279-ФЗ)] предусматривает специальные процедуры для уполномоченных лиц, отвечающих установленным таможенной службой критериям, в том числе имеющих надлежащее досье соответствия требованиям таможенной службы и удовлетворительную систему ведения коммерческой документации. В соответствии с Конвенцией, таможенная служба предусматривает выпуск товаров по представлению минимальной информации, необходимой для идентификации товаров и достаточной для последующего заполнения окончательной декларации на товары; очистку товаров на объектах декларанта или в ином месте, разрешенном таможенной службой, и в дополнение, по мере возможности, выполнение других специальных процедур.
По мнению начальника Аналитического управления ФТС РФ Владимира Ивина, уполномоченный экономический оператор – это не полный аналог института уполномоченного грузополучателя в Европе. Отличие заключается в том, что российский уполномоченный экономический оператор не может оказывать услуги по таможенному оформлению товаров, в остальном он соответствует институту уполномоченного грузополучателя [http://www.tamognia.ru/news/new/1557135/].
Виды упрощений, предусмотренных для УЭО.
Суть создания института уполномоченного экономического оператора в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана заключается в предоставлении определенной категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения. Согласно статье 41 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), с заключаются в следующем: временное хранение еще не выпущенных товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, а не на складе временного хранения; выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, иные специальные упрощения.
Иными специальными таможенными упрощениями являются:
- предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической ДТ;
- периодическое таможенное декларирование.
Также уполномоченному экономическом оператору предоставляется возможность указывать один классификационный код ТН ВЭД в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями (ст. 215 Закона).
Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.
Порядок и сроки включения в Реестр УЭО.
Условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора определены статьей 39 ТК ТС. Статья 88 Закона уточняет условия включения в реестр, предусмотренные ТК ТС.
Основываясь на статьях 90-91 Закона, можно выделить следующие этапы включения в реестр УЭО:
1. Подача заявления о включение в реестр УЭО.
2. Если заявителем предоставлены не все документы, то в течение 5 дней со дня получения заявления таможенный орган направляет уведомление заявителю о предоставлении недостающих документов.
3. Заявителю предоставляется 30 дней со дня получения уведомления для предоставления недостающих документов.
4. Уполномоченный таможенный орган рассматривает заявление в течение 90 дней со дня принятия решения о рассмотрении.
5. В течение указанного срока (90 дней) таможенным органом проводится выездная таможенная проверка в месте нахождения юридического лица (в соответствии со статьей 132 ТК ТС).
6. Если в ходе проверки установлено, что не все необходимые условия соблюдены, заявителю предоставляется возможность в течение 30 дней выполнить необходимые условия.
7. При этом течение срока рассмотрения заявления (90 дней) приостанавливается.
8. Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов, документы, подтверждающие заявленные сведения. Указанные лица обязаны предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 10 дней с даты получения запроса.
9. После получения предварительного решения о соблюдении всех условий включения в реестр, заявитель в течение 30 дней должен направить документы, подтверждающие внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.
10. Таможенный оран не позднее 3 дней со дня получения документов о внесении обеспечения принимает решение о включении в реестр УЭО.
Таким образом, максимальный срок включения в реестр УЭО, исходя из сроков, предусмотренных Законом, составляет примерно 6 месяцев без учета времени на почтовую доставку. Согласно экспертной оценке DLA Piper (В.П.Шавшина), максимальный срок включения в реестр составляет 9 месяцев, минимальный: 3-5 месяцев [Шавшина В.П., советник, руководитель практики внешнеторгового регулирования, заместитель председателя ЭС ГД, доклад «Таможенный союз ЕврАзЭс: новые реалии для бизнеса» от 10.12.10].
Cтатьей 90 Закона установлен перечень документов и сведений, которые должны быть указаны в заявлении уполномоченному таможенному органу о включении в реестр.
Реализация порядка включения в Реестр УЭО.
В соответствии с п. 13 статьи 54 Закона, порядок осуществления таможенными органами действий по включению в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также формы свидетельств о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядок их заполнения (далее – Порядок), определяются ФТС России. Согласно пункту 10 статьи 322 Закона, Правительство РФ обеспечивает принятие Порядка не позднее 1 января 2012 года. В готовящемся Порядке, в том числе, будут определены уполномоченные таможенные органы, принимающие заявления о включении в реестры УЭО.
В соответствии с ч. 8 статьи 322 Закона, лица, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления в соответствии с ТК РФ, и которые в письменной форме проинформировали ФТС России о своем согласии быть включенными в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и на условиях, которые установлены ТС и Законом, могут пользоваться установленными для них специальными упрощенными процедурами до истечения 90 дней после дня вступления в силу вышеуказанного Порядка. Список лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами таможенного оформления (142 организации) и которые в письменной форме проинформировали ФТС России о своем согласии быть включенными в реестр УЭО, доведен ФТС России до региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России. Иные организации, не пользовавшиеся ранее специальными упрощенными процедурами согласно ТК РФ и не направившие такое письменное согласие в ФТС России до 31.12.2010, не имеют возможности подавать заявление на включение в реестр УЭО до вступления в силу Порядка.
Поскольку Порядок в настоящее время не принят, организации не имеют возможности подавать заявления о включении в реестр УЭО. Таким образом, институт УЭО в настоящее время в полной мере не заработал, однако возможность подачи заявления должна появиться не позднее января 2012 года.
По мнению начальника Аналитического управления ФТС РФ Владимира Ивина, уполномоченный экономический оператор – это не полный аналог института уполномоченного грузополучателя в Европе. Отличие заключается в том, что российский уполномоченный экономический оператор не может оказывать услуги по таможенному оформлению товаров, в остальном он соответствует институту уполномоченного грузополучателя [http://www.tamognia.ru/news/new/1557135/].
Виды упрощений, предусмотренных для УЭО.
Суть создания института уполномоченного экономического оператора в таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана заключается в предоставлении определенной категории лиц, пользующихся доверием таможенных органов, возможности использовать специальные упрощения. Согласно статье 41 Таможенного кодекса таможенного союза (далее – ТК ТС), с заключаются в следующем: временное хранение еще не выпущенных товаров в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, а не на складе временного хранения; выпуск товаров до подачи таможенной декларации в соответствии со статьей 197 ТК ТС; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях уполномоченного экономического оператора, иные специальные упрощения.
Иными специальными таможенными упрощениями являются:
- предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической ДТ;
- периодическое таможенное декларирование.
Также уполномоченному экономическом оператору предоставляется возможность указывать один классификационный код ТН ВЭД в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями (ст. 215 Закона).
Использование специальных таможенных упрощений дает возможность минимизировать финансовые и временные затраты на совершение таможенных операций и оптимизировать логистическую цепочку.
Порядок и сроки включения в Реестр УЭО.
Условия получения юридическим лицом статуса уполномоченного экономического оператора определены статьей 39 ТК ТС. Статья 88 Закона уточняет условия включения в реестр, предусмотренные ТК ТС.
Основываясь на статьях 90-91 Закона, можно выделить следующие этапы включения в реестр УЭО:
1. Подача заявления о включение в реестр УЭО.
2. Если заявителем предоставлены не все документы, то в течение 5 дней со дня получения заявления таможенный орган направляет уведомление заявителю о предоставлении недостающих документов.
3. Заявителю предоставляется 30 дней со дня получения уведомления для предоставления недостающих документов.
4. Уполномоченный таможенный орган рассматривает заявление в течение 90 дней со дня принятия решения о рассмотрении.
5. В течение указанного срока (90 дней) таможенным органом проводится выездная таможенная проверка в месте нахождения юридического лица (в соответствии со статьей 132 ТК ТС).
6. Если в ходе проверки установлено, что не все необходимые условия соблюдены, заявителю предоставляется возможность в течение 30 дней выполнить необходимые условия.
7. При этом течение срока рассмотрения заявления (90 дней) приостанавливается.
8. Таможенный орган вправе запросить у третьих лиц, а также у государственных органов, документы, подтверждающие заявленные сведения. Указанные лица обязаны предоставить запрашиваемые документы и сведения в течение 10 дней с даты получения запроса.
9. После получения предварительного решения о соблюдении всех условий включения в реестр, заявитель в течение 30 дней должен направить документы, подтверждающие внесения обеспечения уплаты таможенных платежей.
10. Таможенный оран не позднее 3 дней со дня получения документов о внесении обеспечения принимает решение о включении в реестр УЭО.
Таким образом, максимальный срок включения в реестр УЭО, исходя из сроков, предусмотренных Законом, составляет примерно 6 месяцев без учета времени на почтовую доставку. Согласно экспертной оценке DLA Piper (В.П.Шавшина), максимальный срок включения в реестр составляет 9 месяцев, минимальный: 3-5 месяцев [Шавшина В.П., советник, руководитель практики внешнеторгового регулирования, заместитель председателя ЭС ГД, доклад «Таможенный союз ЕврАзЭс: новые реалии для бизнеса» от 10.12.10].
Cтатьей 90 Закона установлен перечень документов и сведений, которые должны быть указаны в заявлении уполномоченному таможенному органу о включении в реестр.
Реализация порядка включения в Реестр УЭО.
В соответствии с п. 13 статьи 54 Закона, порядок осуществления таможенными органами действий по включению в реестр лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, а также формы свидетельств о включении в реестр уполномоченных экономических операторов и порядок их заполнения (далее – Порядок), определяются ФТС России. Согласно пункту 10 статьи 322 Закона, Правительство РФ обеспечивает принятие Порядка не позднее 1 января 2012 года. В готовящемся Порядке, в том числе, будут определены уполномоченные таможенные органы, принимающие заявления о включении в реестры УЭО.
В соответствии с ч. 8 статьи 322 Закона, лица, в отношении которых установлены специальные упрощенные процедуры таможенного оформления в соответствии с ТК РФ, и которые в письменной форме проинформировали ФТС России о своем согласии быть включенными в реестр уполномоченных экономических операторов в порядке и на условиях, которые установлены ТС и Законом, могут пользоваться установленными для них специальными упрощенными процедурами до истечения 90 дней после дня вступления в силу вышеуказанного Порядка. Список лиц, пользующихся специальными упрощенными процедурами таможенного оформления (142 организации) и которые в письменной форме проинформировали ФТС России о своем согласии быть включенными в реестр УЭО, доведен ФТС России до региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России. Иные организации, не пользовавшиеся ранее специальными упрощенными процедурами согласно ТК РФ и не направившие такое письменное согласие в ФТС России до 31.12.2010, не имеют возможности подавать заявление на включение в реестр УЭО до вступления в силу Порядка.
Поскольку Порядок в настоящее время не принят, организации не имеют возможности подавать заявления о включении в реестр УЭО. Таким образом, институт УЭО в настоящее время в полной мере не заработал, однако возможность подачи заявления должна появиться не позднее января 2012 года.
Теги: таможенный союз, уполномоченный экономический оператор, реестр, специальные таможенные упрощения, УЭП
Автор(ы): Ионичева Валентина Николаевна