Состояние таможенной инфраструктуры на начало 2011 года 12.04.2011

Состояние таможенной инфраструктуры на начало 2011 года

Опираясь на опыт работы нашей компании, как таможенного брокера, постараюсь кратко представить характеристику таможенной инфраструктуры основных региональных центров интересных с точки зрения таможенного оформления для бизнеса московского региона.

1.    Реорганизация таможенных органов расположенных в Москве и Московской области в период с 2009 по январь 2011 года привели к тому, что на сегодня функционируют:

- Московская таможня, специализирующаяся на оформлении почтовых отправлений, дипломатических и выставочных грузов, а так же товаров, перевозимых ж/д транспортом;
- Московская областная таможня, оформляющая автогрузовой и железнодорожный транспорт;
- Центральная акцизная таможня с компетенцией оформления подакцизных товаров
- Авиационные таможни, Шереметьевская и Домодедовская
- Энергетическая таможня с полем деятельности оформления энергоносителей.

После сокращения таможенных постов и отделов таможенного оформления (ОТОиТК) в Московской области осталось 19 таможенных постов  и 10 ОТОиТК в сравнении с 52, ранее существовавшими. При этом критерии отбора таможенных терминалов были явно не однозначны. Крупные современные терминалы сократили, небольшие оставили. Если быть точным, сокращают не склады временного хранения, а таможенные посты, но это равнозначные понятия, т.к. СВХ нецелесообразно содержать, не имея таможенного поста или отдела на нем.

2. Наряду с сокращением таможенных постов произошло и сокращение штатной численности сотрудников таможенных органов. При этом товаропоток в московском регионе  практически не изменился, а постоянно растет. Конечно, такое положение дел не могло не отразиться на таможенном бизнесе. Склады временного хранения (далее СВХ) перегружены, на некоторых терминалах  машины стоят по два три дня в очереди, что бы заехать в зону таможенного контроля и получить возможность таможенной очистки. Таможенные терминалы, расположенные ближе к Москве, пользуются повышенным спросом у участников ВЭД и поэтому расценки таких СВХ достаточно высоки. Могу привести такой пример из своей практики. Мы оформляли один и тот же груз на одном из терминалов в августе 2010 года и затем тот же самый товар оформили в январе 2011 года, стоимость услуг СВХ за этот период выросла в три раза! Правда, это ситуация произошла на одном из терминалов монополистов в своей области, но на этом примере можно отследить тенденцию рынка таможенных услуг.  Некоторые терминалы уже объявили о повышении стоимости своих услуг с марта 2011 года, и мы ожидаем дальнейшего роста на 20%-30% в ближайшее время. Безусловно, пропорционально будет увеличиваться и стоимость брокерских услуг. Что же делать? Пытаемся найти таможенные терминалы не избалованные вниманием участников ВЭД и предлагающие более выгодные условия работы на них. То есть уходим в регионы. Что же происходит там?

3.    Какие имеются особенности работы в таможнях Центрального таможенного управления, приближенных к таможенной границе РФ (Смоленская, Брянская, Белгородская). Для полноценной работы любого филиала, возможности представлять клиенту качественные услуги и нести ответственность за них,  необходимо иметь в качестве руководителя доверенное лицо или делового партнера в том городе или районе, где работаешь. При этом, сразу же возникают сложности организационного характера, это:

- Проблема кадрового ресурса. Найти работников крайне сложно. Некоторые брокеры и СВХ работают вахтовым методом, посменно. Приезжают на неделю или несколько дней, работают, потом уезжают обратно домой;
- Более низкая квалификация сотрудников таможни и таможенных специалистов в сравнении с московским регионом. При этом запрос уровня заработной платы иногда на уровне московской планки;
- Сложности коммуникационного характера. Транспортные издержки, затраты на телефонную связь, пересылку документов, командировочные расходы;
- Практика показывает, что на тех терминалах, где не высокая коммерция, умеют работать и таможенники и склад и брокеры, складывается аналогичная ситуация, что и в Москве. Расценки на услуги постепенно выравниваются с московскими.

4.    Теперь о Санкт-Петербургском направлении. В Санкт-Петербургской таможне так же было сокращено ряд таможенных постов из них три крупных терминала относящихся к корпорации «Стерх», на каждом из  которых оформлялось порядка 100 машин ежедневно. Последствия те же самые. Очереди на въезд, перегруз таможенных терминалов, повышение стоимости складских услуг. Доходило до того, что перевозчики отказывались ехать в Санкт-Петербург.

В течении 2010 года в Балтийской и Санкт-петербургской таможнях регулярно работали комиссии ФТС. По результатам поверок были проведены множественные корректировки таможенной стоимости. В большей степени это коснулось грузов перевозимых по оффшорным контрактам, по так называемой «серой» схеме. Многие таможенные брокеры попали в «черный» список и подвергались усиленному контролю со стороны таможенных органов. Так же поменялся руководящий состав таможен на уровне первых лиц, руководителей отделов и таможенных постов. Особо отличившихся инспекторов, уволили.

Безусловно, все эти события не могли, не отразится на работе этих двух таможен. Буквально недавно, в порту Санкт-Петербурга из 17 выпускающих инспекторов таможенного поста находились на больничном 12 человек. При подаче ГТД мы  ждали ее регистрации в среднем четыре дня.

5.    Если говорить о принципах определения таможенной стоимости (далее ТС) таможенными органами, можно выделить следующие сложившиеся стереотипы:

- Инспекторский состав при определении ТС ориентируется на профиль риска (далее ПР), который доводится до них в электронном виде и является служебной информацией, не подлежащей разглашению участникам ВЭД. Профили риска периодически обновляются, соответственно всегда имеется риск попасть под действие этого ПР. Это может повлечь за собой корректировку ТС и досмотр. Если нет денежных средств для уплаты корректировки, значит, придется платить простои автотранспорта или выгружаться на склад. Так же при выпуске товара, инспектор ориентируется на базу оформленных ГТД, точнее на код товара по ТНВЭД и его стоимость за 1 кг оформленных ранее товаров. Понятно, что в одном коде товара могут быть товары совершенно разного характера, не говоря уже о качестве, и различие этих параметров могут не приниматься во внимание при определении ТС. Отсутствие четкого, установленного нормативным документом, перечня запрашиваемых документов не существует, объясняется это индивидуальными особенностями каждой сделки.
- Так же имеются установленные контрольные показатели деятельности таможенных органов, по которым каждая таможня отчитывается перед своим региональным таможенным управлением, а региональное управление перед ФТС. Например, это стоимостной профиль риска. А это значит, что если таможенная стоимость вашего товара ниже этого показателя, значит, Вам не дадут оформиться ниже установленного уровня.
- Возможность выпустить товар под обеспечение, так называемая условная корректировка, позволяет после представления дополнительных документов указанных в запросе таможенного органа доказать таможенную стоимость на уровне заявленной в декларации, т.е. контрактной. В случае отказа в принятии вашей ТС таможней, у Вас остается право обратиться в суд и там отстоять свою правоту. Поэтому таможня неохотно идет такой вид корректировки.
- В случае окончательной корректировки таможенной стоимости, декларант письменно соглашается с предложенной инспектором таможни корректировкой. В этом случае, этот товар будут всегда корректировать, и ниже откорректированной стоимости уже не выпустят. Поэтому надо понимать, что Вас ждет, когда Вы соглашаетесь на такие уговоры таможненников.
- Отношение таможен к обращению участников ВЭД в судебные органы по поводу не согласия с решением таможни в большинстве случаев отрицательное. Мы как таможенный брокер прибегаем к таким действиям только в исключительных случаях, что бы не портить отношения с таможней и избежать возможных административных барьеров в решении каких либо вопросов связанных с таможенным оформлением.

6.    В заключении остановлюсь на перспективных направлениях развития таможенной службы.

- Электронное декларирование, конечно, имеет свои плюсы и минусы, но отрицательных моментов в сравнении с традиционной бумажной технологией, на мой взгляд, гораздо больше.

Основные минусы:
- это слабое техническое сопровождение со стороны ФТС и не развитая телекоммуникационная сеть таможенных органов. На то конечно, есть объективные причины, такие как, например, огромная территория нашей страны. Последствия, это задержка в пересылке пакетов информации между декларантом и таможенным постом;
- высокие трудозатраты подготовительных операций при подготовке ГТД, это перевод документов в формализованный вид.

Положительные стороны:
- Возможность подачи ЭГТД в любой таможенный орган удаленно со своего рабочего места;
- Первоочередность оформления ЭГТД.

- Удаленное декларирование, позволяет производить таможенное оформление на таможенном посту, расположенном во внутреннем таможенном органе, например, в московской областной таможне, при нахождении транспортного средства на пограничном складе временного хранения. Такая процедура таможенного оформления разрешается только таможенным постам, включенным в приказ ФТС. Технология, безусловно удобна, но подразумевает обязательное наличие ЭЦП и могут возникать технические трудности при обмене информацией по электронным каналам связи.

- Предварительное информирование таможенных органов, декларирует ускорение прохождения таможенного оформления транзита на границе, пока применяется очень мало и не несет ничего принципиально интересного, поэтому останавливаться на нем не буду. Скажу только, что в странах ЕЭС с января 2011 года введено обязательное предварительное информирование таможенных органов о грузах ввозимых на территорию ЕЭС и вывозимых с него.

- Центры электронного декларирования подразумевают поступление всех ЭД в этот центр и перераспределение деклараций по таможенным постам с учетом их загруженности. В перспективы планируется автоматический выпуск ГТД и направление на ТП только тех, которые не соответствуют определенным индикаторам риска. Такие центры созданы в ЮТУ в конце 2010 года, к сожалению, пока не знаю, как они работают на практике, поэтому ничего не могу сказать по этому поводу.

Подведя итог выше сказанного, могу отметить, что ситуация с таможенным оформлением в целом сложная, ориентироваться в ней порой и специалистам не просто, но решение всегда можно найти.

Теги: таможенный брокер, таможня, реорганизация, сокращение, таможенная стоимость, декларирование, предварительное информирование
Автор(ы):  Давиташвили Джамал Роландович