Портал внешнеэкономических сделок – эффективный  инструмент предварительного информирования и декларирования товаров 22.06.2011

Портал внешнеэкономических сделок – эффективный инструмент предварительного информирования и декларирования товаров


Международная торговля представляет собой достаточно сложный и многокомпонентный процесс. Достаточно просто формулируемая задача торговли: обмен товара на деньги или на другой товар, в современных условиях превращается в сложный процесс, участниками которого кроме продавца и покупателя, становятся банки, торговые палаты, транспортные и экспедиторские фирмы, порты, брокеры, и конечно, таможня.  Развитие транспорта, логистических технологий, систем обработки информации и средств телекоммуникации дает возможность максимально сократить денежные и временные затраты, связанные с международной торговлей. Информация всегда играла ключевую роль в товарообмене. Любая торговая операция сопровождается большим количеством документов, значительная часть работы всех её участников  связанна с созданием, обработкой и обменом информацией. Автоматизация этих операций уже давно является основой повышения их эффективности. В этой статье ставится задача рассмотреть основные проблемы автоматизации внешнеторгового документооборота, особенно той его части, которая касается таможенных операций.

В соответствии с основными положениями Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (пересмотренной Киотской конвенции), ключевыми элементами повышения эффективности таможенных процедур должны стать:
  • максимальная автоматизация всех процессов;

  • предварительное информирование о прибытии грузов;

  • использование электронной передачи данных;

  • доступная информация о законах в таможенной сфере;

  • внедрение эффективных технологий управления рисками;

  • обеспечение системы обжалования действий.

Остановимся на вопросе предварительного информирования, который должен стать ключевым в решении задачи обеспечения высокой пропускной способности пунктов пропуска и морских портов на границе РФ. В Концепции таможенного оформления и контроля в местах, приближенных к Государственной границе РФ  (принята Решением коллегии ФТС России от 29.08.2008,  утвержденного Приказом ФТС России от 01 октября 2008 года № 1221) предлагается (раздел VI, п.2) ввести институт обязательного (вместо уведомительного) предварительного информирования.

Согласно «Концепции предварительного информирования» (Приказ ФТС России от 10 марта 2006 года № 192), передаваемые сведения должны содержать информацию, достаточную для применения системы управления рисками.

Основными причинами увеличения продолжительности «таможенной очистки груза» являются недочеты в товаросопроводительных документах, необходимость для таможни принятия ответственных решений, связанных с контролем стоимости и правильности классификации товара. Делаются дополнительные запросы документов у декларанта, назначаются досмотры грузов, отправляются запросы с постов в специализированные отделы таможни. Грузополучатель несет риски, связанные с непредвиденными увеличениями налогов и оплатой демереджа.

Большую часть действий при таможенном контроле таможня может произвести без фактического контроля товара, пользуясь только той информацией, которая содержится в товаросопроводительных документах. То есть практически всю проверку документов можно произвести до прихода груза на таможенную территорию. При этом таможенные органы и участник ВЭД уже будут знать о составе мероприятий таможенного контроля, которые следует применить к товару. Это позволит подготовить и максимально эффективно использовать мощности транспортно-логистического узла (порта). Грузы, которые подлежат фактическому контролю, могут уже при выгрузке быть отделены от грузов, которые могут быть вывезены из порта сразу же после выгрузки.

В настоящее время достаточно туманно регламентирована процедура предварительного информирования таможенных органов с целью декларирования. Точнее сказать, для нее в ТК ТС существует одна статья 42, в которой сказано, что можно «…представлять таможенным органам в электронном виде предварительную информацию о товарах, предполагаемых к перемещению через таможенную границу, транспортных средствах международной перевозки, перемещающих такие товары, времени и месте прибытия товаров на таможенную территорию таможенного союза или убытия с такой территории…».  Федеральный закон о таможенном регулировании в РФ в ст. 196 конкретизирует для чего может использоваться эта информация: «…предварительная информация, предоставляемая в таможенные органы …используется для ее изучения, анализа и проведения проверочных мероприятий до представления товаров в таможенные органы в целях выбора объектов контроля и осуществления выпуска товаров либо принятия иных обязательных решений в отношении товаров, не являющихся объектами контроля в соответствии с системой управления рисками, в более короткие сроки, чем это предусмотрено таможенным законодательством…».

Итак, таможенные органы хотят получать предварительную информацию для того чтобы иметь больше времени на проверку документов, участники ВЭД хотят минимизировать время нахождения груза под таможенным контролем. Это взаимное стремление невозможно осуществить, поскольку отсутствует техническая возможность передать в электронном виде предварительную информацию с целью декларирования.

Многие сотрудники ФТС до сих пор считают, что нет необходимости производить обработку информации о грузе до факта подачи декларации. Существующий институт предварительного декларирования позволяет совершить максимум операций до прихода груза. Но не следует забывать, что подача предварительной декларации - это и уплата всех налогов и сборов в полном объеме, что не выгодно для участника ВЭД, когда речь идет о больших суммах. Фактически это вложение денег в товар на больший срок, что безусловно ведет к дополнительным расходам контрактодержателя.

Для развития процесса предварительного информирования с целью декларирования нужна четкая мотивация всех участников процесса (контрольные показатели для ТО, скорость оформления для участников ВЭД) и удобная, всем понятная и доступная система предварительного информирования.

Предлагается регистрировать или заключать сделки на электронных торговых площадках. Электронная торговая площадка  позволяет объединить в одном информационном пространстве поставщиков и потребителей различных товаров и услуг и предоставляет  клиентам ряд сервисов, повышающих эффективность их бизнеса. Заказчики получают возможность проводить электронные торги,  запрашивать цены и предложения, оптимизируя затраты, а поставщики — размещать информацию о предлагаемой продукции и услугах.

При заключении между торгующими сторонами соглашения об обмене электронными документами, созданными в соответствии с форматами, утвержденными Комиссией таможенного союза и ФТС России, и заверенными электронной цифровой подписью (ЭЦП), сделка, заключенная на такой торговой площадке, будет вполне юридически значима. При этом оригиналом документа должен считаться электронный документ, а распечатанные документы будут являться его копиями. Участники ВЭД получают ЭЦП  у удостоверяющего центра, функции которого может выполнять организация, уполномоченная  ФТС России. На торговой площадке заключаются сделки, выписываются счета, оформляются транспортные документы, через нее контролируются платежи, а вся информация об этом (естественно, по желанию участника ВЭД) сразу направляется в ГНИВЦ ФТС России. При этом можно сразу говорить о предоставлении не каких-то там копий, а самых что ни на есть оригиналов документов.
Сделке может быть присвоен некий уникальный идентификатор, на который можно будет потом сослаться при подаче декларации. Так же таможенные органы после анализа сведений и применения системы управления рисками (СУР) вполне может проинформировать участника ВЭД о необходимости предоставления дополнительных документов, например, для подтверждения таможенной стоимости.

Участник ВЭД, таможенный представитель, которые так же будут иметь доступ к сведениям о сделке, могут подать на их основании предварительную декларацию. При этом ее создание может быть максимально автоматизировано, т.е. декларацию фактически можно генерировать на основании данных, содержащихся в документах сделки. Это будет гораздо более естественным процессом, чем тот, который мы наблюдаем в настоящее время, когда при подаче электронной таможенной декларации документы сделки создаются на ее основе.

Система, которая будет обеспечивать сервис предварительного информирования, должна обеспечить конфиденциальность информации и систему однозначной идентификации участников процесса на базе ЭЦП.
Внедрение такого централизованного информирования таможенных органов позволит так же частично решить проблему недостатка квалифицированных кадров в приграничных субъектах РФ. Большая часть квалифицированной работы, связанной с обработкой пакета документов внешнеторговой сделки может быть проделана там, где нет дефицита в кадрах. То обстоятельство, что ФТС России обладает распределенной информационной сетью, может позволить достаточно гибко управлять данным процессом. Это позволит исключить почву для коррупции на местах, но не должно служить задержкой процесса оформления. Должен быть разработан жесткий временной регламент обработки таможенными органами представленной предварительной информации.
Примером такой электронной торговой площадки является  портал заключения внешнеэкономических сделок, разработанный в рамках  совместного проекта ЗАО «Ростэк-Новороссийск» и ОАО «Научно-инженерный центр Санкт-Петербургского электротехнического университета». Это информационно-программные средства, которые помогают участникам внешнеэкономической деятельности организовать процесс оформления документов, начиная с поиска партнера по сделке и заканчивая электронным представлением сведений в таможенный орган. Как и на других электронных торговых площадках, с его помощью пользователи могут публиковать объявления и подбирать контрагентов для совершения сделки, однако, главной отличительной особенностью портала является полная интеграция с системами электронного декларирования товаров.  Он позволяет уже на этапе заключения сделки сформировать полный перечень электронных документов, а затем  передать их в систему электронного декларирования для совершения дальнейших операций на стороне таможенных органов.

Для подключения к порталу пользователям достаточно всего лишь иметь рабочее место с выходом в Интернет и с установленным средством криптографической защиты информации.

Услугами портала смогут воспользоваться торгующие стороны (продавец и покупатель) при поиске партнера, заключении сделки, формировании электронных оригиналов документов, таможенные представители и декларанты при подготовке документов, необходимых для декларирования товаров, транспортные и экспедиторские компании при заключении договоров на перевозку, формировании транспортных документов, и другие заинтересованные лица.


Пользователи портала







Для реализации возможностей портала пользователям предоставляются следующие инструменты: электронная доска объявлений, механизм согласования контракта при заключении внешнеэкономической сделки, инструменты создания электронных оригиналов документов, сопровождающих сделку, автоматизированного формирования таможенных документов на основе этих документов.

Электронная доска объявлений
Электронная доска объявлений – это сообщения о покупке, продаже, предоставляемых и требуемых услугах. Авторизованные пользователи могут размещать объявления, просматривать их, обмениваться сообщениями с целью уточнения информации, договариваться об условиях будущей сделки.


Согласование контракта
Включает в себя возможность формирования электронного оригинала контракта, согласования его с торговым партнером, формирование совокупности сведений о сделке. Механизм согласования контракта подразумевает для обеих сторон возможность внесения изменений в контракт, отправки их на согласование  другой стороне, подтверждения или отказа от подтверждения изменений. После завершения согласования стороны подписывают контракт электронной цифровой подписью.


Создание электронных оригиналов документов
На основе сведений о сделке в автоматизированном режиме формируются электронные формализованные  оригиналы документов, формат которых соответствует формату, используемому информационно-программными системами таможенных органов.


При создании электронных оригиналов документов может использоваться инструмент работы со справочниками, например, со справочником цен, с помощью которого можно получать информацию о средних суммах сделок по различным группам товаров. Выбор информации производится с использованием параметров, значения которых также могут вводиться с использованием электронных справочников таких, как «Код товара», «Единица измерения»,  «Страна сбора статистики».


Пример организации работы со справочником цен



Автоматизированное создание декларации на товары
Декларация на товары и другие таможенные документы создаются на основе информации, содержащейся в электронных оригиналах документов, сопровождающих сделку.

Также пользователю предоставляется удобный графический интерфейс для отслеживания хода работы со сделкой.


Пример графического интерфейса для работы со сделкой




Портал обеспечивает пользователям конфиденциальность, безопасность и высокую надежность при обмене информацией за счет разделения доступа к документам отдельных пользователей, использования ЭЦП, спецификаций обмена, принятых в информационно-программных средствах таможенных органов, и сертифицированных аппаратно-программных средств, и является удобным инструментом поддержки внешнеторговой деятельности.

Сайт проекта www.web-contract.ru





Теги: ВЭД, портал, сделка
Автор(ы):  Лисс Анна Александровна / Мякота Александр Игоревич