Обзор рынка труда в сфере логистики и управления цепями поставок 15.07.2011

Обзор рынка труда в сфере логистики и управления цепями поставок

Доклад Глеба Лебедева на форуме «Логист.ру/2011».

Видео запись доклада.

Лебедев Глеб: «Мы традиционно участвуем во многих мероприятиях, рассказываем, что же происходит на рынке труда в тех или иных отраслях и у нас есть возможность сравнивать насколько ситуация похожа или отличается от остальных отраслей. Вообще рынок труда в сфере логистики оказался очень интересным в том плане, что он является мультипликативным, то есть на него завязано очень большое количество отраслей – автомобильная, розничная торговля, оптовая торговля, недвижимость. В результате получается так, что этот рынок показывает в принципе направление рынка, направление экономики, вообще как живет страна. Но прежде чем я поделюсь с Вами результатами исследований, мы посмотрим на основе какой информации мы провели это исследование.

Мы решили посмотреть состояние рынка труда сначала 2008 года. Почему именно 2008 год? Потому что это период до кризиса, это тот период, с которым можно сравнивать и смотреть, а вообще как рынок отреагировать на то, что мы называем кризисом. Было отобрано почти 67 тыс. вакансий и 123 тыс. резюме. Все эти вакансии и резюме из сферы логистики. Регион - это Москва и Московская область, потому что именно здесь мы можем отметить какие-то тренды, которые потом уходят в регионы или как-то влияют на страну в целом.

Что происходило на рынке?

Я хочу сказать, что транспорт/логистика чувствует себя лучше, чем рынок труда в целом. Этот рынок труда упал, в принципе, как и рынок труда в целом, но растет рынок труда в сфере транспорта/логистики намного более активно. Почему? Потому что в период 2008-2009 гг. очень сильно упали рынки, которые на логистику не очень сильно завязаны, например, это финансы. Там доля логистики, если и бывает, то совсем ничтожная, но этот рынок очень сильно опустил рынок труда в целом. Транспорт/логистика же выглядит гораздо более симпатично, нежели рынок труда в целом.

Мы посмотрели, какой был спрос на специалистов, точнее динамику спроса на специалистов различных уровней.

Отсюда видно, что, например, такая позиция как начальник склада очень сильно во время кризиса не пострадала. Мы предполагаем, что здесь имел эффект низкой базы, то есть когда складская отрасль в принципе развивается достаточно бурно, требуются эти люди, и поэтому, если кризис и смог как-то негативно повлиять, то он смог скорее замедлить рост спроса на этих специалистов. По остальным специалистам в принципе картина более-менее совпадает с картиной по отрасли транспорт/логистика.

Доля вакансий.

Очевидно, что основной рабочей силой в сфере логистики является специалист по логистике. Но здесь мы достаточно отчетливо видим, что снижается доля тех специалистов, которые до этого занимали большую часть рынка и являются, так сказать, общими специалистами. Их доля снижается за счет того, что появляется все большее количество узких специалистов. Если раньше специалист был и жнец и на дуде игрец, то сейчас работодателю требуется все более узкие специалисты, которые будут более качественно закрывать какой-то узкий фронт работы.

Изменилась ли картина спроса по опыту специалиста?

Мы видим, что вырос спрос на специалистов с опытом работы от 3 до 6 лет. Если раньше таких вакансий было 18% от общего количества вакансий, то теперь их 23%. Прирост спроса на этих специалистов произошел за счет падения спроса на специалистов с опытом от 1 года до 3 лет и молодых специалистов. Эта ситуация характерна для всех отраслей, растет спрос на более опытных специалистов и очень часто в жертву приносятся вакансии для молодых специалистов. Несмотря на то, что это вполне нормальная ситуация, это чревато тем, что, прежде всего, начинается дефицит на рынке труда. Как только работодатель забывает о молодых специалистах и смещает свой фокус на опытных специалистов, начинается гонка зарплат, перекуп специалистов. Выход может быть только один – снова обратить внимание на молодых специалистов, объединяться и каким-то образом растить этих молодых специалистов. Объединяться между собой, с ВУЗами и как-то способствовать появлению новых лиц на рынке.

Есть несколько отраслей, у которых есть позитивный опыт, которые условно перестали жаловаться на нехватку специалистов и всерьез занялись тем, что начали воспитывать новое поколение. Там ситуация потихоньку улучшается. В тех отраслях, где молодым специалистам недостаточно внимания уделяется, потихоньку начинается конфликт работодателя-соискателя. Соискатель снова начинает диктовать свои условия.

По зарплатам ситуация достаточно понятная и прозаичная.

Во время кризиса уменьшилась не зарплата, а входной билет на позицию, то есть уменьшились зарплаты, которые предлагают людям при устройстве на работу. Если специалист в течение кризиса мог нормально зарабатывать и его зарплата могла расти, то когда человек приходил ему стали предлагать меньшие деньги. Почему? Потому что во время кризиса некоторые люди считали, что «я могу очень долго искать работу, а вот семью надо кормить сейчас, я готов пойти на меньшие деньги на тот же функционал». Работодатели это увидели и сейчас продолжают этим пользоваться. Несмотря на то, что зарплаты вроде бы как сейчас хорошо должны пойти вверх, они не идут вверх активно по одной простой причине – работодатель не понимает, почему он должен платить больше, если он берет людей на тот же самый функционал спустя полгода, почему должны измениться значительно зарплаты.

Ожидаемые и предполагаемые зарплаты.

Мы видим, что зарплаты ожидаемые чуть выше заплат предлагаемых. Это нормальная ситуация. Нам встречались и другие случаи. Встречались случаи, когда ожидаемые зарплаты гораздо ниже, чем предлагаемые. Вроде бы абсурд, как такое может быть, работодатель предлагает больше, чем хочет соискатель. Такая ситуация возникает, когда у нас на рынке есть работодатели, которым нужны высококвалифицированные, высококлассные кадры, которым он готов платить много, а среди соискателей только «зеленые» специалисты, которые готовы пойти и на меньшие деньги.

А вот, что творится на рынке труда, если взглянуть со стороны дефицита специалистов.

Эти цифры показывают количество людей претендующих или тех, кто может претендовать, на одну вакансию. Мы видим, что, например, руководителей отдела логистики почти 14 человек на одно место, тогда как менеджеров внешнеэкономической деятельности – порядка 4 человек. Еще буквально где-то полгода назад ситуация была лучше для соискателей, то есть соискателей было меньше. Сейчас наблюдается следующая ситуация – соискатель все активнее выходят на рынок труда. Почему? Потому что во время кризиса, несмотря на то, что людей сокращали, люди искали новую работу, но те, кто оставался на местах, старались оставаться на местах. Потом произошло какое-то затишье. После стали появляться вакансии, но люди еще по инерции оставались на местах, они думали: «А вдруг будет еще хуже, мне нужно это место». И вот буквально полгода назад мы заметили, что люди своего рода оттаяв, начинают активно выходить на рынок, они пересидели этот период, конец 2008-2009 гг., подождали часть 2010 г. и в конце 2010 г. Начали активно искать работу. Сейчас уже мы видим ситуацию, когда все больше рынок становится снова соискательским и работодатель все чаще сталкивается с ситуацией нехватки кадров.

Далее представлены основные требования к функционалу, которые мы выбрали на основе анализа вакансий.

Это, как правило, высшее образование, знание английского языка, знание основ таможенного законодательства, Инкотермс и бухгалтерского учета, опыт работы с договорами, знание складских и транспортных автоматизированных программ. Достаточно часто встречается, что работодатель как плюс рассматривает дополнительное образование.

Как же становятся логистами? Мы решили посмотреть так называемые точки входа в профессию. Вот, что мы получили.

Как правило, без опыта работы человек в логистику может попасть на следующие позиции – водитель, администратор, диспетчер, координатор, ассистент отдела логистики, специалист по работе с клиентами, кладовщик, сотрудник склада, оператор склада.

А как Вы думаете, специалист по логистике кем становится?

Прежде всего, это руководитель отдела логистики – 12%. Также мы видим специалист ВЭД, менеджер по закупкам, директор по логистике и другие специальности.

Напоследок хотелось бы посмотреть портрет соискателя-логиста. Кто они и как они изменились.

В левой колонке мы видим, что было в 2008 г., в правой – 2011 г. Видим, что туда пошли мужчины, такая небольшая, но все-таки разница. Мы видим, что изменился возраст, то есть стало намного больше молодых специалистов, профессия молодеет. В отношении образования практически без изменений. Что меня удивило, так это то, что количество людей, владеющих английским языком, вообще не выросло.

По опыту работы ситуация вполне логичная – отрасль развивается и появляется большее количество опытных соискателей. Это хорошо, структура становится более взвешенной.

По заработным платам, если мы вспомним, что рассматриваем промежуток за 3 года, то можно сказать, что зарплатные ожидания людей не изменились, то есть за эти 3 года смещение чуть-чуть ближе к высокодоходным сегментам, но оно в пределах той инфляции, которая за эти 3 года и была, если даже не меньше».

Теги: Логист.ру/2011, рынка труда, цепи поставок, логистика
Автор(ы):  Лебедев Глеб