Контрабанда (УК РФ) 26.07.2011

Контрабанда (УК РФ)

На официальном сайте Верховного Суда РФ размещено Постановление Пленума ВС РФ от 14.07.2011 N 12 "О признании утратившим силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" (далее – Постановление).

Разработка Постановления, как в нем указано, связана с принятием Федеральных законов от 02.06.2010 N 114-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе таможенного союза" и от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее – Закон).

Напомним, что отмененное Постановление Пленума ВС РФ от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде" (далее – Постановление N 6) разъясняло вопросы квалификации и применения на практике ст. 188 УК РФ
(контрабанда). В частности, там пояснялось, при наличии каких признаков состава преступления наступает ответственность по указанной статье, каков предмет данного преступления, когда оно считается оконченным. Кроме того, в Постановлении N 6 была затронута тема контрабанды наркотических средств, стратегически важных сырьевых товаров, культурных ценностей, а также многие другие дискуссионные вопросы, связанные с незаконным перемещением товаров через границу.

С началом действия в России Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТС) и Закона большинство разъяснений Постановления N 6 утратили актуальность. Приведем несколько примеров несоответствия положений документа действующим нормативным актам.

Так, согласно п. 2 Постановления N 6 единую таможенную территорию РФ составляет ее государственная территория. Этот вывод соответствовал ст. 2 действовавшего на момент принятия Постановления N 6 Таможенного кодекса РФ. Однако с вступлением в силу Таможенного кодекса ТС термин "таможенная территория РФ" перестал существовать. Сейчас единую таможенную территорию образуют три союзных государства – Россия, Казахстан и Белоруссия [1]. Действующее законодательство ТС не предусматривает для каждой из стран собственной таможенной территории и основывается на принципе единства таможенного пространства.

Кроме того, согласно Постановлению N 6 предметом контрабанды наряду с другим имуществом является наличная иностранная валюта, валюта РФ, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме. Согласно п. 21 этого документа при разрешении вопроса о виновности лица в контрабанде валюты рекомендуется руководствоваться Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
. Данным законом, в частности, определяется сумма, в пределах которой единовременно ввозимая на территорию РФ или вывозимая из РФ наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу. Однако сейчас в странах ТС действует международный Договор [2], которым определен порядок перемещения физлицами денежных средств через границу ТС и установлены суммы, разрешенные к такой перевозке [3]. Правила, закрепленные международным договором, отличаются от предусмотренных ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", в связи с чем применяются правила международного договора [4]. Следовательно, при определении лимита перемещения физлицами денежных средств через границу ТС необходимо учитывать нормы международного акта, а не внутреннего законодательства.

Кроме того, Постановление N 6 основывалось на положениях уже не действующих нормативно-правовых актов, главным образом Таможенного кодекса РФ.

Из всего изложенного можно сделать вывод, что отмена Постановления N 6 была необходима, поскольку оно утратило актуальность и не отвечало современным нормам таможенного права.

Документ:

Постановление Пленума ВС РФ от 14.07.2011 N 12 "О признании утратившим силу постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2008 г. N 6 "О судебной практике по делам о контрабанде"

[1] Единую таможенную территорию ТС составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами этих территорий искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых указанные государства обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории ТС являются таможенной границей ТС (ч. 1 и 2 ст. 2 ТК ТС).


[2] Договор "О порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу таможенного союза" (заключен в Астане 5 июля 2010 г.).

[3] Отметим, что согласно Договору при единовременном ввозе на таможенную территорию ТС или единовременном вывозе с территории ТС обязательно письменно декларировать наличные денежные средства и (или) дорожные чеки на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США. Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" позволял вывезти из России без письменного декларирования сумму, равную в эквиваленте 3 тыс. долл. США.

[4] См. абз. 2 ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".




Теги: контрабанда, Верховный суд, УК, уголовное дело
Автор(ы):  Тимошин Станислав Владимирович