Торгово-промышленные палаты Санкт-Петербурга и Финляндии 30.09.2011

Торгово-промышленные палаты Санкт-Петербурга и Финляндии

«ТПП Санкт-Петербурга и ТПП Финляндии: опыт сотрудничества в контексте активизации внешнеэкономической деятельности»

Выступление Вице-президента ТПП г. Санкт-Петербурга Прокопьева Владимира Ильича на международной  конференции «Таможенное сотрудничество как фактор активизации внешнеэкономического взаимодействия России и Финляндии» в г.Санкт-Петербурге

Видео запись выступления.

Прокопьев Владимир Ильич: "Уважаемые коллеги разрешите приветствовать Вас от имени Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты и поблагодарить организаторов конференции за предоставленную возможность выступить перед такой уважаемой аудиторией.

Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, как и палаты не только Российской Федерации, но и во всем мире - это уникальная организация, статус которой позволяет обеспечить эффективный диалог экономических субъектов, как между собой, так и с государственными органами, в том числе и таможенными.

Сотрудничество торгово-промышленных палат является одним из важных фактором оптимизации внешнеэкономической деятельности. Торговая палата Финляндии является традиционным партнером Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты. Это обусловлено как географической близостью Финляндии, исторически сложившимися связями, так и сотрудничеством на госправительственном уровне.

Хочу сказать то, что данное выступление мы готовили с нашими коллегами из Центральной торговой палаты Финляндии и в моем выступлении прозвучат мысли и предложения представителей бизнес-сообщества не только Северо-Западного региона, но также есть и мысли представителей бизнеса Финляндии.

Основой для установления прямых контактов Санкт-Петербурга и Финляндии является межправительственное соглашение о сотрудничестве между Россией и Финляндией. Сотрудничество между Финляндией и Санкт-Петербургом осуществляется Санкт-Петербургско-Финляндской подгруппой по сотрудничеству сопредельных регионов.

С 1993 по 2008 гг. в Санкт-Петербурге было реализовано более 20 проектов на сумму около 60 млн. евро. Внешняя торговля Санкт-Петербурга с Финляндией развивается достаточно динамично. В 2010 году торговый оборот с Финляндией составил 1 млрд. 691 млн. долларов США. Он увеличился на 1% по сравнению с 2009 годом. Экспорт в Финляндию из Санкт-Петербурга в 2010 году уменьшился, к сожалению, на 22% и составил 324 млн. долларов, и составляет 2,74% от общего объема экспорта петербургских предприятий. Импорт в Санкт-Петербург из Финляндии в 2010 году увеличился на 9% по сравнению с 2009 годом и составил 1 млрд. 387 млн. долларов. На 1 января 2011 года накоплено 837 млн. долларов США финских инвестиций, из них прямых более 600 млн. долларов США, портфельных – 12,8 млн., прочих – 199 млн.

С 1997 года работает Группа финляндских советников при правительстве Санкт-Петербурга, оказывающая содействие в установлении контактов с деловыми кругами Финляндии, продвижении инвестиционных проектов. В состав Группы финляндских советников вошли руководители крупных финских компаний, а также представители мэрии города Турку. В работе Группы принимает участие Центральная торговая палата Финляндии и Санкт-Петербурга.

В ноябре 2008 года была принята комплексная программа развития сотрудничества России и Финляндии сопредельных регионов.

В настоящее время экономично развивается сотрудничество с Юго-Восточной Финляндией, которое является одним из направлений приграничного сотрудничества России и ЕС.

В марте 2007 года в рамках развития приграничного сотрудничества было подписано соглашение между правительством Санкт-Петербурга и тремя регионами Юго-Восточной Финляндии, которое получило, ставшее уже символическим, название «Санкт-Петербургский коридор».

По программе соседства Европейского союза, Юго-Восточной Финляндии и России с 2005 года было реализовано 42 проекта на общую сумму более 6 млн. евро. Эффективно реализуется и ряд других российско-финских проектов.

Финляндия является ведущей страной по числу компаний, работающих в Санкт-Петербурге – это «Несте Санкт-Петербург», «Стокманн», «Райсио», «Валио», «Фазер», «Элкотек» и многие другие. Наиболее успешно работают производственные фирмы «Несте Санкт-Петербург» (автозаправочные станции), «Фазер» - ООО «Хлебный дом» (производство хлебобулочных изделий) «Метса-серла неопак» (гофрокартон и упаковка), «АББ электрон скандия», «Раннила, Раутарукки Групп» (металлокровля), «Талосто» (производство продуктов).

Развитию торгово-экономических отношений способствует деятельность и Финско-Российской торговой палаты.

Примером успешной реализации совместных проектов является открытие торгового комплекса «Стокманн» и открытие скоростного железнодорожного сообщения между Петербургом и Хельсинками.

Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата входит в состав российской рабочей группы Комитета по управлению программой «Добрососедство Юго-Восточная Финляндия-Россия». Палата принимает участие в регулярных совещаниях рабочей группы, которые проходят 3-4 раза в год.

Мы давно, и я считаю эффективно, работаем с Центральной торговой палатой Финляндии. Нашими палатами создана совместная Экспертная группа по вопросам транспорта и таможни для решения общих проблем на границе.

В конце 2004 года Центральной торговой палатой Финляндии и Санкт-Петербурга создан совместный Комитет по деловой этике, в состав рабочей группы которого с российской и финской стороны входит по 5 человек. Целью этого общественного комитета является содействие развитию надежных партнерских отношений между предпринимателями двух стран, помощь и консультация в спорных ситуациях.

Санкт-Петербургская торговая палата регулярно проводит совместные мероприятия со своими финскими партнерами. Среди последних крупных можно выделить некоторые: прошла финско-российская Биржа контактов в рамках визита финской бизнес-делегации во главе с министром торговли и развития Финляндии господином Пааво Вяюрюненом, совместно с финскими коллегами мы провели ряд семинаров «Как инвестировать в Финляндию», в рамках Российско-финляндского промышленного форума провели круглый стол «Модернизация условий для привлечения малых и средних предприятий Финляндии на северо-западный рынок России». По нашему опыту данные мероприятия очень эффективны и помогают предпринимателям устанавливать деловые контакты для начала совместной деятельности.

Ежегодно Санкт-Петербургскую палату посещают делегации Торговых палат Финляндии. Так в 2011 году состоялся визит генерального директора Центральной торговой палаты Финляндии.

В целях обсуждения наиболее актуальных проблем двухстороннего сотрудничества, в том числе в таможенной сфере, Центральная торговая палата Финляндии и Торговая палата Северо-Западного региона раз в два года проводит совместные конференции. Первая конференция Торговых палат Финляндии и Северо-Западного региона состоялась еще в 1992 году. На конференции приглашаются не только представители палат, но и представители таможенных органов двух стран и государственной власти. На них обсуждаются различные вопросы, в том числе вопросы таможенных процедур на российско-финской границе. Конференции зарекомендовали себя как эффективные площадки для обсуждения наиболее острых проблем развития двухсторонних отношений. Резолюции, которые принимаются по окончанию каждой конференции, носят рекомендательный характер, но это не уменьшает их значения. Данные резолюции служат своего рода ориентирами для участников и выявляют наиболее проблемные места двухсторонних отношений. Проведение очередной конференции, в этом году, запланировано на 20-22 сентября в Синаеки (Финляндия) и отличительной чертой данной конференции является то, что планируется пригласить также представителей частных компаний, которые смогут поделиться своим опытом ведения бизнеса, как в Санкт-Петербурге, так и в Финляндии.

Стоит отметить, что в настоящее время сложились благоприятные условия для российско-финского сотрудничества – запущено скоростное железнодорожное сообщение между Хельсинками или Санкт-Петербургом, открыт финский визовый центр. Все это способствует облегчению торгово-экономических обменов, однако существует и ряд проблем, который препятствует развитию двухсторонних связей. По мнению наших коллег из Центральной торговой палаты Финляндии одной из основных проблем, которая негативно влияет на внешнеэкономическую деятельность, наряду с бюрократией и коррупцией, является и проблема в области таможенного сотрудничества. Министерство иностранных дел Финляндии провело исследование «Барьеры в торговле, с которыми сталкиваются финские бизнесмены и способы их преодоления». Среди таких проблем, как выяснилось, недостатки инфраструктуры, которые приводят к большим очередям на границе, изменение объема требуемой документации и тарифов, сложность оформления и прохождения грузов, все это ведет к увеличению затрат для экспортеров и импортеров и к несоблюдению сроков поставки. Вот несколько примеров, которые дали мне финские коллеги. Лес может перевозиться только через определенные таможенные пункты, например в Северной Финляндии через КПП Вартиус-Литта и Рая-Йоосеппи-Лотта. Поскольку лес необходим в северной части Финляндии, то удобнее его транспортировать через указанные пункты и таможенные декларации и другие документы должны быть оформлены на таможне в Костомукше. При необходимости предоставления дополнительных документов и информации этот процесс становиться очень дорогостоящим и затратным. Финский издательский дом, продукция которого главным образом идет на экспорт и главные рынки которого Россия и Швейцария, объясняет следующее, печатная продукция часто необходима очень срочно, времени для печати и транспортировки очень мало, клиенты продают печатную продукцию только 2-3 дня, доставка очень часто задерживается из-за длинных очередей на границе, которые в последнее время стали еще длиннее. Если транспортировка занимает очень много времени, то и российские и финские партнеры несут финансовые затраты, особенно российский партнер, который заказывает печатную продукцию для специального случая и некоторые уже из них задумываются о приостановке контракта. Более половины обнаруженных проблем касаются таможенных процедур, которые возникают при экспорте и импорте из России. Большие трудности возникают в связи с обременительными требованиями к оформлению документации.

Предприятия-члены Торговой палаты Финляндии отметили, что в 2009 году в ЕС введено новое правило, по которому информация о перевозке TIR должна быть заранее отправлена в электронном виде в офис таможни страны ЕС. Это влияет на все перевозки TIR из ЕС и в ЕС. Российская таможня требует больше информации о перевозках TIR в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. По этой причине дополнительную информацию в систему нашим финским коллегам приходиться вводить вручную, что требует больше времени. Также не отвечающая требованиям инфраструктура приводит к большим очередям.

Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана развивается быстрыми темпами - меняется законодательство, таможенные тарифы, стандарты, правила. Экспортерам и импортерам в Евросоюзе очень сложно отлеживать эти изменения, им также требуется время для адаптации к новым правилам. В настоящий момент финской стороне не ясно какие страны присоединяться к союзу в будущем, как быстро они начнут применять новые таможенные правила и они тоже высказывали просьбу, чтобы наладить информирование финской стороны об изменениях в Таможенном союзе и систематически их об этом информировать.

В Санкт-Петербурге реализуется много инвестиционных проектов. Значительная часть этих проектов неразрывно связана с внешнеэкономической деятельностью. Полноценное содействие в развитии внешней торговли инвестиционной деятельностью со стороны таможенных органов возможно лишь при получении предварительной информации от участников внешнеэкономической деятельности, а именно о заключаемых внешнеэкономических сделках, предполагаемых сроках перемещения товаров, их объемах, стоимости, номенклатуре. Своевременное поступление информации значительно облегчит работу таможни и позволит заблаговременно рассчитать загруженность пунктов пропуска, определить достаточность их технического оснащения. При этом очевидна польза и для самих участников ВЭД – происходит оптимизация таможенных процедур, сокращение сроков таможенного оформления, появляется также дополнительная возможность своевременного консультирования и информирования участников внешнеэкономической деятельности по правилам таможенного оформления определенных групп товаров, ввозимых с целью реализации инвестиционных проектов. Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата считает, что обмен информацией по этому вопросу должен быть на более высоком уровне, также необходимо делать более прозрачной процедуру согласования мероприятий по реализации концепций таможенного оформления и таможенного контроля на территории Санкт-Петербурга с бизнес-сообществом города. От этого выиграет и таможня и бизнес.

В последнее время участники ВЭД, не только российские, но и финские, выражают нам обеспокоенность, связанную с определением таможенной стоимостью перемещаемых через границу товаров. В частности, это касается разницы между таможенной стоимостью товаров и стоимостью на мировых рынках. Мировые цены на товары часто снижаются, до сих пор сказываются последствия финансового кризиса, и это приводит к убыткам со стороны участников ВЭД. Предприятия-члены финских торговых палат были удивлены, когда российская таможня начала спрашивать подтверждение прайс-листов и контрактов от палат.

В условиях сложной экономической обстановки участники внешнеэкономической деятельности заинтересованы в минимизации своих накладных расходов, а таможня - в оптимизации процессов таможенного администрирования внешнеторговых грузов. Поэтому практика применения электронного декларирования требует дальнейшего совершенствования и более эффективного повсеместного применения.

С 2000 года Торгово-промышленная палата России официально вступила в члены международной гарантирующей сети стран-ассоциаций гарантов Всемирной федерации палат при Международной торговой палаты, и с 2000 года мы выдаем карнеты АТА. С развитием международной торговли, в силу тех или иных причин, российским предпринимателям постоянно требуются временный вывоз за границу товаров для торговых ярмарок, выставок, или профессионального оборудования для обслуживания и ремонта, карнеты помогают в поисках заказов для своей продукции и расширению рынков сбыта. Это играет важную роль в создании благоприятных условий для развития промышленности, имеет особое значение для расширения торговли и продвижение интересов российского бизнеса за рубежом.

Наша Торгово-промышленная палата оформляет карнет АТА в нашем регионе, но, к сожалению, предприниматели редко к нам обращаются и этому есть причины. В настоящее время упрощенное оформление временного ввоза товаров распространяется только на иностранных участников внешнеэкономической деятельности, ввозящие товар на территорию России. При вывозе же российский участник ВЭД в соответствии с российским законодательством при оформлении карнета АТА не освобождается от совершения традиционных таможенных процедур, что вызывает у участников ВЭД чувство ненужности по отношению к карнету АТА. В результате если за рубежом, в странах Евросоюза, количество выданных карнетов АТА за год доходит до 20 тыс., то в России вот уже несколько лет торговыми палатами всей Российской Федерации выдается более сотни карнетов АТА. Если ФТС не решит вопрос по упрощению процедуры таможенного оформления, то мы еще долго не будем пользоваться карнетами АТА, как во всем цивилизованном мире.

Наши коллеги из Центральной палаты также написали нам по карнетам АТА и тоже обращают на это внимание. Было бы лучше для всех импортеров и экспортеров, если бы российская таможня имела доступную информацию о системах карнетов АТА на каждом таможенном пункте. Иногда у таможенного инспектора занимает много времени прием документов с карнетом АТА. Случается, что финский партнер вынужден ждать часами, прежде чем товар пройдет через таможню – документы не признаются, запрашиваются дополнительная информация, по сравнению с международным опытом. Более того, копирование карнетов АТА также является затратным по времени для обеих сторон.

Заканчивая выступление, я хочу сказать, что все проблемы, перечисленные мной, в долгосрочной перспективе могут ухудшить показатели торгово-экономического обмена, но нам важны усилия торгово-промышленных палат, таможенных органов и компаний для преодоления данных препятствий".


Теги: Таможня, ФТС, РФ, опыт сотрудничества, экономика
Автор(ы):  Прокопьев Владимир Ильич