Роль Российской таможни 11.10.2011

Роль Российской таможни

«Роль Российской таможни в процессе реализации внешнеэкономических связей между Россией и Финляндией»

Выступление Руководителя ФТС России Бельянинова Андрея Юрьевича на международной конференции «Таможенное сотрудничество как фактор активизации внешнеэкономического взаимодействия России и Финляндии» в г.Санкт-Петербурге.

Видео запись выступления.

Бельянинов Андрей Юрьевич: «Уважаемые коллеги, я впервые на санкт-петербургской выставке. У меня очень хорошее впечатление от качества стендов, количества участников, наши северо-западные таможенные органы достойно представлены.

Поскольку наша сегодняшняя встреча посвящена взаимоотношениям с финской таможней хотелось бы сказать, может быть немного в ироничной форме, но с 1 июля, господин Эрлинг, Вы получаете в качестве партнеров еще две таможенной службы – таможенные службы Белоруссии и Казахстана. Мы уходим с границ с этими странами. Все наши действия в регламентах, таможенных технологиях, полезности принятия решений, в общем, все, что касается деятельности таможенных органов, выстраивается нами в трехстороннем формате и по примеру Евросоюза утверждается Комиссией таможенного союза. Надеюсь, что качество наших взаимоотношений с финскими коллегами не пострадает, потому что если опять же обратимся к сегодняшней выставке, то увидим, что участки границ с Финляндией, на мой взгляд, находятся все-таки в относительно благополучном состоянии. Уровень взаимодействия очень высокий. Мы научились за счет взаимного взаимодействия и работы решать вопросы по пиковым нагрузкам. У нас был, кстати, хороший исторический шанс в виде финансового экономического кризиса 2008 года, который сопровождался уменьшением товарооборота. У нас была возможность среагировать на те вызовы и те угрозы, которые в таможенном отношении у нас существуют. Но как получилось, так и получилось. Тем не менее, обращаю внимание, что на основных пунктах пропуска, которые находятся в зоне действия выпуска таможни, в прошлом году количество пассажиров выросло на 30% и беспрецедентно достигло показателя 8,3 млн. человек. Мне кажется все, что можно сделать с точки зрения нашего взаимодействия, мы сделали.

Наши финские коллеги регулируют грузовые автомобильные потоки. Мы вышли на очень хороший уровень взаимодействия линии правоохранной. Тем не менее, проблемы эти существуют.

Мы отмечаем, что только за 1 квартал этого года в СЗТУ товарооборот увеличился на 12% и составил 23 млрд. долларов США. Импорт вырос на 45% и составляет 14 млрд. долларов США. Доля СЗТУ во внешнеторговом обороте таможенных органов России составила более 25%, по экспорту около 9%. Цифры очень впечатляющие и в значительной степени все это относится к нашим контактам, нашему товарообороту с финскими коллегами.

Активно работают наши представительства – в Хельсинках представительство ФТС России, в Москве таможенные атташе Финляндии. Они без работы не сидят. Наши правоохранители договорились о том, что будут своего рода бюро – наш представитель правоохраны будет в Финляндии, в Санкт-Петербурге будет представитель правоохраны наших финских коллег. Все формальности таких шагов согласованы. Мы надеемся, что в скором будущем они также включатся в нашу совместную работу.

В прошлом году мы подготовили документ, подписали его и следуем ему – это структура сотрудничества между нашими таможенными службами. Я ничего нового не скажу, только то, что мы все время ориентируемся на работу наших финских коллег. Для нас это своего рода маяк, это очень хороший положительный пример, и мы сверяем свои часы, свою работы с тем, как работают они. На мой взгляд, у наших финских коллег очень хорошее правильное структурное построение таможенной службы и таможенного комитета. Мы подглядываем за этим и берем самое положительное из опыта наших коллег. У нас это, может быть, не всегда получается, потому что наша структура достаточно большая и может быть громоздкая. У нас совпали несколько стратегических задач – это перенос таможенного оформления на внешние границы, это оптимизация наших внутренних таможен, которые в значительной степени свои задачи уже решили и необходима их трансформация в таможенные информационные центры.

Честно говоря, никто не ожидал, что в течение двух лет три страны придут такими стремительными темпами сначала к Таможенному союзу, а сейчас вплотную стоит вопрос о создании единого экономического пространства с 1 января 2012 года. И здесь таможенная служба является форпостом взаимодействия, взаимоотношений. Так что информационное взаимоотношение для нас крайне важно.

Для нас очень важно приграничное сотрудничество, потому что между нашими странами, Россией и Финляндией, с каждым годом идет взаимопроникновение. Я вот сейчас сказал о русском пассажиропотоке, мне кажется, даже самые смелые стратегические прогнозы таких цифр не давали. Для нас с финскими коллегами приграничное сотрудничество - это задача, которую необходимо решать. Все это, безусловно, упирается в не совсем развитую, не совсем современную приграничную инфраструктуру. Эти вопросы мы также стараемся решать по мере сил и возможностей, которые в частности стоят и перед ФТС.

У нас был хороший совместный проект «Зеленый коридор», где финские компании принимали активное участие, но существует объективно требование Евросоюза и наши финские участники внешнеэкономической деятельности действуют в рамках законодательства Евросоюза. Я хочу, в рамках рекламы, обратиться к крупным компаниям Финляндии – мы готовы не нарушая никаких законов, никаких требований Евросоюза, сотрудничать с Вами в рамках индивидуальных «Зеленых коридоров». Со стороны участников ВЭД должны быть добровольные шаги работать в рамках предварительного информирования. Это существенным образом облегчит таможенное оформление, ускорит все процедуры, и я надеюсь, что мой голос будет услышан. Если не услышите сегодня, то мы будем настойчивее в своих предложениях.

Мне кажется достаточно удачно у нас прошел старт поезда Аллегро. За 4 месяца по нашим совместным данным перевезено 70 тыс. пассажиров. Мы все волновались, волновались и наши финские коллеги, наши пограничники, но это все работает.

Господин Эрлинг, я хочу поблагодарить Вас за ту науку, которую нам дали финские коллеги. Поскольку у Вас нет эксклюзивного права на эту технологию, к нам обращаются таможенные службы других стран с просьбой этот опыт перенести на пассажирские сообщения по другим направлениях, в частности для поезда Москва-Киев, Киев-Москва. Думаю, что этот опыт мы сможем перенести и на этот участок. Положительный пример, который существует в нашем взаимодействии, является ориентиром и для взаимодействия российской таможни с другими таможенными службами.

В целом, я думаю, что мы можем быть удовлетворены взаимодействием между нашими службами. Задачи, которые стоят перед нами, понятны. То, что легче не будет, это тоже очевидно. Мир выходит из экономического кризиса.

По отношению к России Финляндия в значительной степени транзитное государство. Россия теперь уже в рамках Таможенного союза, стало быть, таможенного пространства трех государств, является очень серьезным рынком сбыта. Мы понимаем, что товарооборот на северо-западном направлении будет возрастать. Исходя из этого, мы строим нашу тактику и нашу стратегию.

Я еще раз хочу поблагодарить финских коллег и господина Эрлинга иногда за терпение, иногда за такт, иногда за ироничное понимание ситуации, но всегда это идет не в ущерб качеству нашего взаимоотношения. Мы с уважением относимся друг к другу, и я уверен, что те новые форматы взаимодействия, которые заложены, будут продолжены и будут только улучшаться. Большое спасибо».


Теги: таможня, ФТС, ВЭД, Россия, Финляндия
Автор(ы):  Бельянинов Андрей Юрьевич