Новейшие таможенные информационные технологии 08.11.2011

Новейшие таможенные информационные технологии

19-20 октября в Москве в ЦВК «Экспоцентр» прошла XII Международная выставка «Таможенная служба — 2011». 

В рамках выставки прошли конференции и Международный форум "Таможня и бизнес: международные и региональные аспекты сотрудничества". 

Среди выступавших - Первый заместитель генерального директора ФГУП "РОСТЭК" Счастливцев Валерий Вадимович.

Организаторы выставки:  
  

Информационным спонсором мероприятия является портал  "Таможня.Ру".


Счастливцев Валерий Вадимович: «Позвольте мне начать семинар в рамках проведения ежегодной выставки по вопросу «Новейшие таможенные IT технологии в стратегии развития предприятий системы ФГУП РОСТЭК».

Я хотел бы рассказать о той ситуации, которую мы сейчас имеем в «РОСТЭК» с учетом развития таможенного дела, развития тех концепций, которые осуществляются.

В принципе всем известно, что сейчас существует два серьезных фактора, которые определяют эти процессы. Первый фактор - это создание Таможенного союза, который фактически вступил в действие и вышел на фактически полную продуктивную работу. Второй фактор, который определяет нашу деятельность и нашу стратегию в этом развитии, это реализация концепции по переносу таможенного оформления к местам приближенным к государственной границе. Соответственно, вот эти два ключевых момента в принципе достаточно серьезно заставили и заставляют нас всех пересматривать подходы к организации работы по таможенному оформлению и, соответственно, принципы работы, которые лежат в основе этих процессов.

Надо отдать должное, что в этом вопросе ФТС занимает четкую активную жесткую позицию в плане решения этих вопросов и создания более удобных условий для участников ВЭД и, наверное, надо подтвердить и отдать должное, что система электронного декларирования реально работает. Уже многие участники ВЭД этим пользуются и чувствуют те преимущества, которые она дает. Критика, конечно, имеет место, но, наверное, если брать эту работу как системную, как вопрос принципиальный, который реализуется в рамках тех мероприятий, которые осуществляются ФТС, то надо признать и отдать должное, что там есть четкое понимание, четкая линия, четкая стратегия куда идти и каким образом двигаться. Другое дело, что для реализации этих вопросов нужно время, нужны совместные усилия всех заинтересованных структур, в том числе, прежде всего, участников ВЭД. Мы все это понимаем и стараемся в своей линии, в своей стратегии, ориентироваться именно на эти моменты.

Второй момент, который хотелось бы обозначить, мы сейчас, конечно, очень много ведем материалов. Я могу сказать, что мы как ФГУП существуем в конкурентной среде и работаем над тем же в тех же условиях, которые существуют для всех. В этом, наверное, есть свои проблемы, которые мы собираемся решать. Есть, наверное, удачные проекты, которые в принципе говорят о том, что в чем-то мы стараемся идти и смотреть на шаг вперед, но в целом мы однозначно работаем в этой конкурентной среде и абсолютно в тех условиях, которые созданы для всех.

В этом плане я хотел бы дать некоторые цифры и рассказать о некоторых деталях и моментах, которые мы берем в основу.

Сейчас говорят о монополии, но я могу сказать, что мы подняли количество деклараций, поданных предприятиями, таможенными операторами системы «РОСТЭК». По импорту за девять месяцев мы подали 61 тыс. деклараций, по экспорту - 47971. В принципе, если посмотреть общий декларативный массив по ФТС, это меньше 10%. Эти цифры говорят о том, что на этом поле присутствует еще много участников.

Если брать с точки зрения самого количества таможенных представителей, у нас в данный момент таких таможенных представителей 33, по всей системе 371. Можно примерно сориентироваться, что это тоже меньше 10%.

Естественно, в регионах, непосредственно в местах, разные бывают моменты и ситуации, но мы стараемся мониторить. Конечно, мы стараемся вырабатывать те принципы, те тактические моменты, которые позволяют оказывать услугу более качественную, привлекать клиентов. Но, для нас, например, как для менеджеров системы эти цифры, которые заставляют еще жестче требовать со всей системы и двигаться вперед, потому, что в принципе мы ставим себе задачу, чтобы этот процент был и 20- 25 и даже выше. Поэтому я в этом плане хотел бы сразу обозначить моменты и ответить на возможные вопросы, которые существуют в рамках той полемики, которая открылась на страницах некоторых изданий.

Исходя установки о том, что все-таки мы стремимся занять достаточно серьезную нишу и серьезный блок в этих вопросах, мы определили себе приоритеты, которые определены и теми программами, которые реализуются ФТС.

До определенного момента мы говорили о трех приоритетах. Первый момент - это предварительное информирование, которое естественно мы уже начинаем реализовывать через псковское предприятие, оно было передовым в этом направлении. Второй этап - это электронное декларирование, которое мы тоже достаточно успешно сейчас преодолеваем и могу сказать, что с точки зрения подачи электронных деклараций у нас этот процент по системе уже приближается к цифре более 50%. Естественно, мы стремимся и дальше двигаться, но на данный момент цифра такая. Я имею в виду от общего количества поданных деклараций, а не от всего декларативного массива по ФТС. Третий момент, который мы обозначали, это работа в рамках удаленного выпуска. Это следующий шаг вперед и момент, который мы тоже для себя выставляли в один из приоритетов. В принципе, для нас это очень важно и интересно, поскольку система имеет как внутренние «РОСТЭКи» так и «РОСТЭКи», находящиеся на внешней границе. Конечно, переориентация предприятий достаточно болезненный период. Если раньше предприятия, находящиеся внутри таможенной территории были достаточно продуктивны и серьезно занимали долю в обороте предприятия, то сейчас, конечно, это совсем по-другому воспринимается. Там значительное идет снижение и ухудшение ситуации, а естественно это люди, это кадры, это опыт, это много-много вопросов, которые заставляют нас переформатировать и внутренние корпоративные связи. Естественно, сейчас акцент уходит на границу и предприятия, которые находятся на границе, являются как бы приоритетом.

На прошлом семинаре мы говорили об этих трех вещах, которые мы себе ставили в приоритет и думаем над их развитием. На сегодняшнем семинаре я к этим трем моментам хочу добавить еще несколько моментов, которые мы выносим сейчас в дальнейшее развитие стратегии предприятия и, соответственно, создания более благополучных условий для участников ВЭД. К ним мы относим создание удостоверяющего центра и возможность генерации электронных ключей для цифровой подписи. Эту работу мы не афишировали и начали ее делать в начале года. Это очень серьезная сложная процедура, но мы ее в любом случае завершили, реализовали и на данный момент в рамках эксперимента начали осуществлять эту работу. Уже выдано достаточно большое количество ключей, эти ключи работают. Те таможенные представители, которые получили ключи, реально ими пользуются, подают декларации. Это дает возможность оказывать комплексную услугу, которая многим участникам ВЭД интересна и привлекает их.

Второй момент, который мы сейчас выводим в приоритет, это разработка интегрированных логистических цепочек, опирающихся на информационный обмен между таможенными службами России и дальнего зарубежья. Честно говоря, работа очень сложная. Есть моменты, которые очень слабые и требуют действительно серьезной работы, прежде всего, нашей исполнительной власти в лице ФТС. Потому что те упрощенные коридоры, которые продекларированы, в принципе технологически проработаны, проработаны с точки зрения нас, участников ВЭД, и операторов, которые представляют интересы. Но одна из главных проблем – это для того, чтобы «Зеленый коридор» сработал и цепочка срослась, должен быть налажен информационный обмен между таможенными службами того государства и Российской Федерации, которые участвуют в проекте. На данный момент за теми лозунгами, которые говорятся что со стороны Турции, что со стороны Китая и так далее, реально не одна сторона не подписала и официально не заявила готовность осуществлять такой информационный обмен. С точки зрения запуска самого «Зеленого коридора», то такого в принципе пока нет, и под это будет шестой пункт, который мы обозначаем в своих стратегиях, это развитие информационных технологий уже непосредственно от участников ВЭД с запредельной территории до места закрытия доставки, подачи декларации, таможенного оформления грузов.

Мы надеемся, что эти добавленные три дополнительных вопроса и, соответственно, создание серьезной комплексной услуги и комплексного формата работы, на ближайшую перспективу в приоритете и через год мы сможем поделиться теми вопросами или опытом, который уже появится.

Главное могу сказать одно, что в любом случае год назад мы говорили об одном, в этом году мы уже говорим, что часть пути пройдена, есть уже конкретные результаты, есть конкретные вещи, соответственно, есть приоритеты, который мы определили, и они будут лежать в дальнейшей стратегии и в дальнейшем развитии. В принципе, через год мы, наверное, сможем проанализировать, что было сделано уже после тех вещей, которые я Вам обозначил в плане практическом. Но при этом все равно главная цель, которую мы преследуем, это естественно оптимизация всех процессов, которые мы создали для удобства как для участников ВЭД, так и для Федеральной таможенной службы. Для участников ВЭД удобства с точки зрения оперативного оформления, а для ФТС – это собираемость платежей, которые требуют от нас наше государство, законодательство. Естественно, это приоритет, который нельзя сбрасывать со счетов.

Вот вкратце я хотел бы обозначить те приоритеты и моменты, которые мы положили в основу. Естественно, эти вещи принципиальные и общие, а инструментарий - это условия, которые создает ФТС, предложения, с которыми мы совместно с Вами выходим и отрабатываем их. Поэтому в дальнейшем в ходе выступлений мы, надеюсь, как раз сможем услышать алгоритм, который существует в этих процессах. Всем будет полезно и интересно, если вот так пообсуждать, выслушать какие-то мысли, предложения с точки зрения обозначенных аргументов, которые я в этом плане выдвинул в приоритеты. Любой совет, любая критика, любое предложение мы, естественно, будем брать на заметку и положим в дальнейшем в основу реализации, если это действительно с точки зрения дела будет идти на пользу».

Теги: таможня, бизнес, сотрудничество, технологии
Автор(ы):  Счастливцев Валерий Вадимович