Модернизация почты России 09.11.2011

Модернизация почты России

Выступление генерального директора ФГУП “Почта России” Киселева Александра Николаевича на пресс-конференции г.Москва.


«Хотелось бы уточнить, Вы сказали, что нужно переходить на новые технологии, связанные с доставкой пенсии. Как Вы вообще видите развитие этой технологии в рамках почты?»

Киселев Александр Николаевич: «В данном случае проблематика национального почтового банка - это один из организационных путей решения данного вопроса. Мы это реализовываем. То есть мы сотрудничаем с двадцатью банками, в основном это банки входящие во все банковские топы Российской Федерации по всем своим показателям.

Мы в зависимости от региона, а с некоторыми банками и в федеральном масштабе, предоставляем все возможные  банковские услуги населению через отделения почтовой связи. Если говорить о крупнейших партнерах в московской зоне, это «Связь-Банк», банк «Русский Стандарт», банк «Тинькофф Кредитные Системы» и, безусловно, «Банк Москвы». В Санкт-Петербурге это бывший «Банк ВЕФК», а ныне «Банк Петровский». Это банк, с которым мы уже много лет работаем по банковской технологии с открытием депозитных счетов для пенсионеров. Если они хотят не только получать пенсию, а оставлять ее на счете, тона нее идут предоставляемые банком выгодные ставки по депозиту, что удобно и выгодно пенсионеру. Мало того, к его счету еще привязана пластиковая карта плюс еще банк выдает пенсионерам не только дебетовые, но и кредитные карты, что тоже им бывает выгодно. То есть это единственный, современный, технологичный, правильный и безопасный путь, безопасный для почты, начисления и выдачи пенсий, социальных выплат населению.

Все остальное, это проблема с российской не развитой банковской платежной инфраструктурой, но опять же мы анализировали в подавляющем большинстве до уровня районного центра по всей стране, все-таки какие-никакие, инфраструктурные возможности есть. Там есть телекоммуникационные возможности, возможность установки автоматических терминалов и приема платежей и многопрофильных банкоматов. Остаются достаточно не большое по количеству население, проживающее в этих регионах, количество населенных пунктов, в основном это удаленные, сезонные населенные пункты, либо населенные пункты, которые существуют лишь на бумаге в офисах губернаторов. На самом деле там осталось две-три семьи, но, тем не менее, мы вынуждены туда доставлять пенсии естественно в виде наличных денег, других возможностей там нет. Это будет просто издевательство над населением, если мы заведем им карточку платежную, на нее пенсионный фонд будет начислять деньги, а человеку, чтобы ее обналичить надо сто верст проехать, заплатив за это не малые деньги, до ближайшего места, где он может обналичить либо оплатить. Это действительно дискриминация, это реально просто издевательство над людьми.

При переходе от наличных денег почта, безусловно, потеряет свое агентское вознаграждение от пенсионного фонда, потому что оно платится только за такую физическую доставку или выдачу через отделение почтовой связи. Но при этом, учитывая, что для нас эта услуга уже третий год подряд убыточна, хоть мы и получаем частично компенсацию с федерального бюджета, но она не полностью покрывает наши затраты на эту услугу. То есть это дает довольно большой триллионный оборот денег через почту России, но в виде выручки, которая формирует прибыль, вот прибыль там не формируется. По этой деятельности у нас чистый убыток по итогам 2009, 2010, 2011 годов, несмотря на субсидии. Поэтому этот вид деятельности, это социальное обязательство, которое мы на себе несем, все бы хорошо, но при этом убивают наших людей и, соответственно, мы обязаны просто максимально быстро переводиться на безналичный высокотехнологичный уровень».

«Вопрос о настоящем и будущем Почты России. Сегодня, когда есть интернет, sms, e-mail, через которые пишут письма, будут ли писать через почту?»

Киселев Александр Николаевич: «При моей лаконичности, молчаливости и немногословности, на эту тему я могу неделями говорить.

Общемировая тенденция, которая наблюдается уже последние 30 лет с определенными пиками в этой тенденции, но все равно тренд понижательный, то есть объем письменных документов, пересылаемых традиционной почтой, даже оригиналов документов, пересылаемых экспресс курьерскими компаниями, постоянно снижается. В России, которая по многим видам и направлениям экономики несколько отстает от развитых стран мира, этот тренд он выражен, но не так сильно. Это нам удается за счет предложения возможностей гибридной почты, за счет того, что наши крупнейшие корпоративные клиенты, такие как крупнейшие акционерные общества («Газпром», «Роснефть», «Транснефть» и другие), банки, Пенсионный фонд, по-прежнему, по закону, обязаны персонифицированно, адресно получателю направлять извещения. Это письма Пенсионного фонда, информация для акционеров от акционерных обществ. Себестоимость обслуживания одного акционера для «Газпрома» может составлять порядка 150 рублей в год. Это направление заказными письмами, информация о собраниях акционеров, о принятых решениях, рассылка бюллетеней для голосования и так далее. Но если у акционера одна акция, допустим, за 200 рублей, все равно «Газпром», как компания с хорошей корпоративной практикой, обязан разослать на него 150 рублей. Это миллионы и сотни миллионов отправлений в год, то есть порядка 1,6-1,7 млрд. писем в год российская почта письменную корреспонденцию рассылает. Эта цифра она практически не меняется последние 3 года.

Опять же резко растет посылочный трафик, резко растет трафик, так называемый бандеролей в основном входящий, но есть тенденция к тому, что и исходящий. Все больше и больше клиентов за рубежами России и в первую очередь в странах бывшего Советского Союза заинтересованы в интернет приобретениях или в каталожных приобретениях у дистанционных российских фирмах, которые занимаются этой рассылкой. Речь идет о продукции российских интернет-магазинов, которые занимаются садоводством, рассылкой каких-то семян, каких-то наших промыслов. Эти фирмы в основном обращаются к Почте России, тем более, если речь идет о пересечении границы и таможенном оформлении. Потому что для почтовых отправлений таможенные процедуры более упрощены, чем для экспресс курьерских компаний.

Растет наш проект EMS, то есть как часть всемирного кооператива Express Mail Service под эгидой Всемирного почтового союза. Растет именно за счет растущей интернет-торговли. То есть даже когда совсем уйдет трафик письменной корреспонденции, останется только для любителей винтажа (какие-то трогательные открытки ко дню рождения, где перо, чернила, сургуч), да, это будут капля в наших объемах и скорее всего эта деятельность будет убыточна, но при этом логистика от гражданина к гражданину, от бизнеса к гражданину, то есть во всех секторах она растет и, в общем-то, электронные средства ее не заменят.

Почты всего мира мигрируют в универсальные скоростные логистические организации, располагающие огромной сетью на всей территории своей страны и задействующие в свою сеть до каждого сантиметра торговых площадей, обвязывают эту сеть современной инфраструктурой, чтобы можно было оказывать самые разные виды услуг - банковские услуги, прием всех видов платежей и так далее. То есть миграция идет в скоростную логистику и финансовый сервис. Это общемировая тенденция. 

Частная переписка сегодня в общих объемах составляет не более 10%, но она до сих пор есть. Скорее всего, этот сегмент перейдет в электронный вид. Корпоративная переписка, то, что делается в соответствии с Федеральными законами России, сможет уйти в прошлое только когда заработают по настоящему все законы об электронной цифровой подписи, о защищенных каналах для электронной идентификации с полным соответствием закону о защите персональных данных и все, что связано с оказанием государственных услуг в электронном виде.

Для себя мы определяем такой реалистичный период действия, оптимистичный в том плане, что все это будет медленнее развиваться, это где-то лет пятнадцать. Но я думаю, что уже через 15 лет у нас вместо 1,7 млрд. писем останутся около 100 млн. писем и в основном это будет частная переписка, это будут те самые винтажные открытки.

Сейчас такой тренд наблюдается, такая тенденция, что очень многим людям немножко надоедают смайлики и вся ерунда, которая есть в интернете. Да, 90% человек использует это, но в каких-то случаях он направляет личное письмо. Тем более мы сами стараемся через наши коммуникации эту ностальгию стимулировать. Мы проводим конкурсы письма в школах, сотрудничаем с общественными организациями, которые занимаются развитием русского языка, вспоминаем классику, то есть это действует и очень многие этим занимаются. Кстати рост продаж открыток у тех, кто занимается выпуском красивых открыток, и зарубежных и наших, около 20% в год, большая часть из них будет отправляться через почту.

Можно вспомнить суперпрогресс, суперскорость, сверхзвуковые самолеты и так далее. БАМ закончили, сочли, что с лишком не экономично, слишком большая скорость, большие риски. То есть суперперспективную технологию закрыли как тупиковый путь. Сейчас запустили американский шатл и тоже нет, мы уходим на баллистические запуски, нам многоразовые не нужны, дорого, не экономично. Я не исключаю, что примерно такие же тенденции будут, в том числе в почтовой связи, надо оставить то, что можно потрогать. Но, безусловно будущее почты - это конечно посылочная торговля, заказы через интернет, то, что электроникой не передать.

«При сотрудничестве с банками, они будут предоставлять свои отделения для установки банкоматов или Вам надо будет открывать свои отделения?»

Киселев Александр Николаевич: «Банкоматы или любой платежный терминал, как правило, это либо два в одном, либо два отдельных аппарата, то есть для них требуется помещение относительно защищенное, для них требуются каналы связи, к которым они подключены, желательно широкополостное, скоростное и защищенное. То есть это делалось, делается, это будет делаться вне зависимости от того будет ли там Единый почтовый банк, в котором почта будет акционером, либо это будет та модель, которую мы сейчас используем, то есть сотрудничество с большим количеством банков и работа на комиссионные вознаграждения. Потому что не обязательно открывать банковский офис в почтовом отделении, чтобы установить банкомат, то есть это может быть сделано на услуге арендных отношений. Мы сами устанавливаем собственные терминалы оплаты, принадлежащие Почте России, заключаем соглашения с различными электронными платежными системами, как правило, со всеми, которые работают с платежными терминалами, и предоставляем услуги населению по приему всех видов платежей через платежный терминал. Мы запускаем тему так называемых постоматов. Они расположены в основном в проходимых, посещаемых населением местах, таких как торговые центры, какие-то крупные общественно-политические здания. Это специальные шкафы с плавающим меняющимся кодом ячейки, номер которой отправляется по sms, с интегрированным в этот постомат аналогом банкомата, который может принимать карты, может принимать платежи за оплату услуги. Это для тех пользователей интернет-торговли, заказчиков услуг через зарубежный интернет-магазин и почту или EMS, которым неудобно находиться дома и ждать курьера, которым удобнее получив sms-уведомление, что его посылка заказанная пришла, может в ближайшем торговом центре, либо в кинотеатре, либо, если речь идет о не больших городах, то может быть в органе власти просто в любое время заехать, ввести код, полученный sms и получить свою посылку. Первые 50 устройств мы планируем установить в этом году в основном в столицах, посмотреть, как они работают, отработать дополнительный софт для этих устройств и в дальнейшем это будет тиражироваться по всей стране. Но это конечно решение до уровня областных, районных центров, это не для сельских регионов пока.

Я также слышал про инфомат, но это в большей степени связано с информированием населения о том, какие виды государственных услуг, где, как, за какие деньги они могут получить. То есть это скорее такой универсальный компьютерный терминал с доступом в интернет, заточенный для работы с населением через специальный портал. Все-таки инкассация, выдача денег это немножко другое законодательство и другие требования, имеет значительно более дорогое оборудование. Там один нормальный защищенный банкомат, вандалозащищенный, безопасный с точки зрения хакерства меньше чем 20 тыс. евро не стоит. А нормальные серьезные с хорошим защищенным сейфом, который тяжелый и его трудно упереть или вырвать из стены даже нескольким злоумышленникам , они стоят от 40 до 70 тыс. долларов. В любом случае это будущее, по-другому ни как, ни каких вариантов продолжения разноски наличных денег, перетаскивание даже скрытыми методами нашими почтальонами, это путь в тупик и очень опасно».

«Скажите, пожалуйста, на каком этапе сейчас находится акционирование Почты России»

Киселев Александр Николаевич: «Это, безусловно, вопрос к собственникам Почты и в данном случае собственником Почты выступает российское государство и права собственника реализуются через Минэкономразвитие, Росимущество, которое подчиняется Минэкономразвитию и Федеральному агентству связи. Маслов стал секретарь, который работает соответственно с федеральным собранием, в первую очередь с Государственной Думой. Я думаю, что его прогноз на следующий год, связан с регламентом работы Государственной Думы, потому что сначала вопрос должно рассмотреть Правительство России, внести его в виде напора изменений в действующее законодательство и дальше уже в связи с регламентом  работы Думы и с учетом выборов, все это действительно уходит на 2012 год. Основополагающим документом является утвержденная в 2001 году концепция реконструкторизации Федеральной почтовой связи, где 2010 год был указан как год возможного акционирования Почты России. 2010 год прошел, идет 2011 год. Тем не менее, все, что требуется от Почты, все предложения в виде проектов законов прошли уже Росссвязь. Они находятся Минкомсвязи. В Минкомсвязи по поручению С.Б.Иванова, вице-премьера, проводят их обсуждение, согласования с заинтересованными ведомствами и, насколько я знаю, на сентябрь 2011года вопрос об акционировании Почты России будет выноситься на заседание Правительства России. Дальше уже все будет зависеть от графика работы по этому вопросу Правительства и Государственной Думы. Но 2012 год как принятие всех необходимых законов и запуск процесса я считаю, тоже очень реалистичным».

«Правительство выпустило постановление о том, что все ФГУП до 2013 года должны предоставить стратегию развития предприятия. Есть ли такая стратегия у Почты?»

Киселев Александр Николаевич: «Мы в 2010 году начали разработку стратегии предприятия. В начале 2011 года после завершения всех согласительных процедур с Росссвязью был проведен конкурс по выбору консалтинговой компании. Этот конкурс выиграла компания «Бостон консалтинг групп» и наше задание этой компании - это разработка общей стратегии предприятия и это не краткосрочная, а комплексная стратегия, в том числе на перспективу более 10 лет. Эта стратегия включает в себя разработку отдельных стратегий, например, стратегия инновационного развития, стратегия информационного, технологического развития, стратегия развития персонала предприятия. Там очень много составляющих и эта работа должна быть завершена в июле. После этого мы представляем этот документ уже после всех внесенных изменений в Федеральное агентство связи и Федеральное агентство связи с Минкомсвязи его рассматривают.

Для Почты России подобная стратегия все-таки должна утверждаться Правительством России, либо лицом уполномоченного органа, либо самим Правительством. Примером является концепция развития уже упомянутая, принятая в 2001 году. По сути это была одобренная Правительством стратегия развития Почты на 10 лет. Сейчас эти 10 лет заканчиваются и основная цель, а именно создание из 90 разрозненных предприятий единого национального оператора, пока в виде Федерального государственного предприятия, но с перспективой его акционирования, выполнена.

Заканчивается инвентаризация всех наших активов. Это крайне сложная задача, потому, что есть много обременений и интересов третьих организаций. Поэтому мы и говорим, что для цели акционирования надо идти по пути Российских железных дорог, когда они акционировались и создавать специальный закон об особенностях акционирования Почты России, чтобы мы не погрязли в этих многолетних судебных разбирательствах по имуществу, которая достаточно запутана».

«В продолжение темы о стратегии, которая разрабатывается. Чего должна добиться Почта России, следуя разработанной стратегии?»

Киселев Александр Николаевич: «Основной целью любой современной стратегии развития в монопольной области деятельности должно являться, несмотря на то, что это может противоречить интересам самого предприятия, все-таки развитие конкурентной среды в своей области. Может это кажется странным или парадоксальным, но значительная часть видов нашей деятельности, которую мы оказываем, носит планово убыточный характер и если ее еще при этом не поддерживает государство, так чтобы это было не сплошным убытком, то нормального коммерческого смысла или экономического смысла в этой деятельности, кроме социального, нет никакого. Хорошо, если надо кому-то по пониженным социальным тарифам доставлять пенсии, пособия, доставлять письма, почтовые карточки, давайте создадим сметную бюджетную организацию, государственную службу, которая будет сидеть на бюджете и оказывать эти вещи. Могу привести пример, Эдуард Дайан, генеральный секретарь Всемирного почтового союза, несколько раз публично приводил пример почтовой службы Соединенных Штатов. Компания много лет подряд, а три последние года несет по 10 млрд. в год убытков. То есть отрицательный результат деятельности, это в среднем 10 млрд. долларов в год, притом, что там работает 700 тыс. человек, притом, что там выручка 60-70 млрд. в год, но регулятор компании не дает заниматься ничем кроме ее миссионерской почтовой деятельности. Ею она занимается очень не плохо, но тарифы регулируются и не дают возможности просто экономике уходить в прибыль, потому что компания также тратит деньги на развитие сортировки, внедрение информационных технологий, улучшение новых сервисов, но именно в сфере доставки и перевозки почты, ничего другого, никаких финансовых сервисов. Почта занимается почтой. Там это, в общем, то государственная служба почтовой связи по сути, которую бюджет США ежегодно датирует, давая возможность выплачивать заработную плату своим сотрудникам. Это один из путей. Мы в своей стратегии такого пути не предлагаем, мы предлагаем на достаточно либерализованном рынке почтовой связи России, где у нас нет никаких не защищенных сегментов, никаких специальных преференций, при этом все ограничения, накладываемые на монополистов, и с точки зрения тарифообразования и с точки зрения выполнения антимонопольного законодательства. Все эти обязательства мы несем, при этом никаких преференций мы не имеем. Поэтому мы хотим побороться за то, чтобы часть направлений нашей деятельности, особенно в области универсального обслуживания, проходила в рыночной среде, а не так как сегодня.

Попытка нашей стратегии стимулировать создание рынка этих услуг, это и возможно реализация таких моделей как почтовый франчайзинг, что реализуется даже в таких компактных странах Европы. Это когда сама почта не считает для себя экономически обоснованной наличие в какой-то деревне, но деревня требует наличие почты и там есть магазин или парикмахерская, которым дается франшиза на оказание ограниченного спектра услуг. Вот таким образом потихоньку в этих странах начал создаваться рынок альтернативных почтовых служб, которые занимаются универсалом. 

Безусловно, это вопрос инновационного развития в стратегии, вопрос модернизации, поскольку до введения двух этих новейших автоматизированных центров на 100% сортировка была ручная. У нас с ухудшением ситуаций на магистральных авиамаршрутах, которых стало значительно меньше советского времени и все это перешло в коммерческие авиакомпании, существенно снизились возможности по быстрой пересылке почты, особенно в таких регионах, где нет пассажирского трафика и самолеты, вертолеты летают сезонно от холода к холоду, и почта лежит вместе с самолетами и свежая газета сегодняшняя может придти через месяц в этот район.

Собственно, частью программы стратегического развития является программа модернизации, которая создана еще в конце 2009 года и согласовывалась с Россвязью в 2010 году, и программа инновационного развития, которая согласована Минкомсвязи. Они являются крупными составными частями программы стратегического развития, которой занимается почта России» совместно с «Бостон консалтинг групп».

«Несколько лет назад была озвучена идея о создании своей авиакомпании для доставки писем. Вы от этого отказались?»

Киселев Александр Николаевич: «Весь здравый смысл к этому подталкивал и подталкивает. Собственно не в смысле, что это будет у нас на балансе, потому что это высокопрофессиональная, регулируемая, регламентированная деятельность, но это скажем аутсорсинг этой услуги для перевозки почты, чтобы мы не зависели от наличия свободной бортовой емкости у коммерческой авиакомпании и от расписания этой авиакомпании, потому что почту надо доставлять постоянно. В Европе это решено почтовыми службами разных стран через аутсорсинг – это услуги в двух специализированных авиакомпаний, которые возят почту. Они не принадлежат ни немецкой, ни французской, ни какой другой почте, но они работают по жестким контрактам с этими почтами на определенных направлениях. Даже почта Китая, у которой во многом слепок с советской почты, давным-давно модернизирована, в основном все автоматизировано. У компании более 30 собственных грузовых Боингов, Аэробусов, которые доставят почту по территории Китая, которая почти в три раза меньше территории РФ. Конечно там объемы другие из-за населения, из-за роста экономики, но, тем не менее, соблюдение нужных параметров качества, скажем день отправки плюс от одного до трех дней доставка, это может быть на нашей территории соблюдено только с наличием надежной авиации. Нам даже больше не магистральная авиация нужна, а нам нужна региональная авиация, то есть штурмовая авиация, которая в нашей стране, как недавно констатировала правительственная комиссия по транспорту и связи после доклада руководителя Россавиации, у нас отсутствует. Она отсутствует в основном из-за того, что весь ресурс ранее выпускавшихся, теперь не выпускающихся у нас самолетов, давно исчерпан  и скоро самый последний АН-2, АН-3 и такие совсем региональные самолетики просто будут сняты с эксплуатации из-за того, что у них все сроки уже вышли.

В России ничего не выпускается, а для покупки и задействования зарубежных самолетов швейцарского, чешского, английского производства нет ни наземной инфраструктуры, ни инфраструктуры обслуживания, но и потом цена приобретения этого парка очень высокая.

Мы по-прежнему считаем, что без подобной собственной авиации говорить об улучшении сроков и качества сложно, но, тем не менее, расширяем свое сотрудничество с авиакомпаниями, особенно EMS. Авиакомпании заинтересованы в постоянно растущих объемах почты. Тем не менее, мы развиваем свои магистральные автомаршруты, обновляем парк железнодорожных вагонов. В этом году сертифицированы новые вагоны на высокоскоростные перевозки, и железная дорога их включает в собственные составы и почта «бегает» быстрее.

Авиация – это нужная, востребованная для нас тема, но, к сожалению, с региональной авиацией вопрос обстоит именно так, а нам нужна именно малая региональная авиация.

Мы очень много консультировались с Росавиацией, Минтрансом, с нашими партнерами в МЧС, Минсоцздравразвития, то есть это все те службы, которые так же заинтересованы в том, чтобы для их целей внутри регионов быстро летали малые самолеты или вертолеты, которые могут оказывать медицинскую помощь, оказывать помощь в борьбе с катастрофами и перевозить почту. Только в этом сотрудничестве проект будет экономически обоснован, при условии конечно господдержки. Для такой страны нонсенс сидеть в некоторых субъектах РФ, где что-то доставить либо отвести кого-то за 1000 километров, в ту же Якутию, можно только авиатранспортом, но его нет».

«Какую инвестиционную составляющую Вы закладываете в стратегию, и на какой период?»

Киселев Александр Николаевич: «Я сказал, что частью стратегии является программа модернизации. Программа модернизации подразумевает около 103-105 млрд. инвестиций за 5 лет, из которых 53 млрд. инвестиций собственного предприятия, а остальное это средства федерального и региональных бюджетов. То есть мы предполагаем, что основными объектами инвестиции является строительство сети автоматизированной сортировки, что для нашей страны является крайне важным, это наращивание возможностей по ускоренной магистральной перевозке, в том числе той же авиацией. То есть эта часть в целом, если говорить о такой инвестиционной программе в рамках стратегии лет на десять, я думаю, что это около 200-250 млрд. рублей, то это порядка 10 млрд. долларов. Это сумма, которую мы еще в 2001-2002 году называли в рамках подготовки концепции реструктуризации, как объем, который не обходим для воссоздания изношенной на 60% инфраструктуры. То есть это нам позволит создать новое, восстановить совсем уже вышедшее, при этом сохранить функционал и оказывать услуги на современном уровне».

Теги: почта, модернизация
Автор(ы):  Киселев Александр Николаевич