Применение пятилетнего срока в отношении условно выпущенных товаров с применением таможенных льгот 02.02.2012

Применение пятилетнего срока в отношении условно выпущенных товаров с применением таможенных льгот

 
Среди положительных для бизнеса новелл таможенного законодательства стоит отметить статью 211 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) об установлении срока, по истечении которого прекращается обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов в отношении товаров, ввезенных с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами. Согласно  подпункту 2 пункта 2 указанной статьи эта обязанность прекращается у декларанта по истечении пяти лет со дня выпуска товаров. Данное положение применяется при условии, что в течение 5-летнего срока декларант не нарушал установленные ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 ТК ТС, при ввозе на территорию союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза. При этом условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов (пункт 1 части 5 статьи 200 ТК ТС).

Таким образом, анализ приведенных выше положений показывает, что в случае прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (в том числе на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 211 ТК ТС), условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза. В связи с этим они утрачивают статус товаров, находящихся под таможенным контролем, — декларант вправе свободно ими распоряжаться без каких-либо ограничений со стороны таможенных органов.

Применение приведенных выше норм в основном касается товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями, а также товаров, ввезенных в целях реализации соглашений о разделе продукции. Их введение обусловлено тем, что, учитывая современные темпы технического прогресса, по истечении 5 лет любое оборудование изнашивается не только физически, но и устаревает морально и поэтому уже не может создавать конкуренцию новому оборудованию, выполняющему аналогичные функции, но уже на более высоком качественном уровне. Сохранение же таможенных ограничений под угрозой взыскания таможенных платежей мешало бы обновлению производственного парка и, соответственно, негативно влияло бы в целом на развитие экономики страны.


Из истории вопроса

Как указано выше, такая прямая норма является новеллой для российского законодательства. Однако правило о том, что условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем без каких-либо ограничений по времени, было установлено только Таможенным кодексом Российской Федерации от 28.05.2003 № 61-ФЗ (далее – ТК 2003). Действующий до 1 января 2004 года Таможенный кодекс РФ от 18.06.1993 № 5221-1 (далее – ТК 1993) не предусматривал временных лимитов, в течение которых импортеры обязаны были соблюдать ограничения на пользование и распоряжение товарами, ввезенными с таможенными льготами, но и не устанавливал таких лимитов, в течение которых таможенные органы имели право проводить проверки соблюдения указанных ограничений. При этом статьей 124 ТК 1993 установлено, что неуплаченные таможенные платежи взыскиваются таможенными органами Российской Федерации в бесспорном порядке независимо от времени обнаружения факта неуплаты.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1993 № 5223-1 «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации» часть 1 статьи 124 ТК 1993 вводится в действие с момента внесения соответствующих изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации. Соответственно, напрямую данная норма не могла применяться, и ее применение был бы возможным только после внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство. До внесения таких изменений подлежали применению порядок и сроки бесспорного взыскания недоимки по таможенным платежам, установленные налоговым законодательством. Данный вывод подтвержден Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации  и Верховным судом Российской Федерации , а также последующей судебной практикой .

Однако никакие изменения в налоговое законодательство, внесение которых должно было ввести в действие статью 124 ТК 1993 согласно указанному выше Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1993 № 5223-1 «О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации», до отмены ТК 1993 и вступления в силу ТК 2003 так и не были сделаны.

Вместе с тем, с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ (далее – НК России), а также последующем внесением в нее изменений Федеральным законом от 09.07.1999 № 154-ФЗ к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникшим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей стали применяться некоторые положения НК России. Так, согласно статье 87.1 НК России таможенные органы могли проводить камеральные и выездные проверки в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в соответствии с правилами, предусмотренными статьями 87 - 89 настоящего Кодекса. При этом статьей 87 НК России установлено, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Данный срок является пресекательным. Таким образом, недоимка по таможенным платежам могла быть взыскана таможенными органами, если момент ее возникновения мог быть охвачен налоговой проверкой.

Приведенный выше срок на проведение проверки таможенными органами распространялся одинаково как на товары, выпущенные для свободного обращения, так и на условно выпущенные товары в связи с применением льгот по таможенным пошлинам и налогам, сопряженным с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Данное ограничение направлено на обеспечение стабильности гражданского оборота и является гарантией имущественных прав импортеров. Соответственно, в отношении товаров, ввезенных, например, в 2000 году, их целевое использование таможенные органы были вправе проверять до 31 декабря 2003 года. Проверка, проведенная в отношении таких товаров после указанной даты, являлась бы незаконной. Следовательно, хотя действовавшее тогда законодательство прямо не предусматривало, что после истечения срока на проведение контроля в отношении товаров прекращают действовать таможенные ограничения по пользованию или распоряжению, таможенные органы уже не имели бы правовых оснований для предъявления импортеру претензий в связи с несоблюдением таких ограничений после истечения указанного срока.

Вступивший в действие 1 января 2004 года ТК 2003 изменил правила проведения проверки после выпуска товаров и установил, что проверка достоверности сведений после выпуска товаров может осуществляться таможенными органами в течение 1 года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (пункт 2 статьи 361 ТК 2003). При этом в отношении условно выпущенных товаров указанный годичный срок не начинал течь, и с 1 января 2004 года таможенные органы получили право проводить проверки без ограничения во времени, прошедшего с даты выпуска товаров, что ухудшило положение участников внешнеэкономической деятельности, поскольку теперь условно выпущенные товары, несмотря на свое состояние, могли находиться под таможенным контролем без каких-либо временных ограничений, т.е. вечно.


«Казнить нельзя помиловать»

Вместе с тем статья 370 ТК ТС предусматривает переходные положения о статусе товаров и таможенных процедурах. Так, «товары, находящиеся на таможенной территории Таможенного союза и помещенные до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенные режимы свободного обращения в Республике Беларусь, выпуска товаров для свободного обращения в Республике Казахстан, выпуска для внутреннего потребления в Российской Федерации, со дня вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза считаются помещенными соответственно под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления». Кроме того, «в отношении этих товаров применяются положения Таможенного кодекса Таможенного союза и (или) иных актов таможенного законодательства Таможенного союза». Согласно статье 204 ТК ТС днем помещения товаров под таможенную процедуру считается день выпуска товаров таможенным органом. Аналогичная норма для помещения товаров под таможенный режим содержалась в пункте 3 статьи 157 ТК 2003.

Исходя из взаимосвязи указанных положений таможенного законодательства, установленная ТК ТС норма о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов по истечении пяти лет со дня выпуска товаров, по нашему мнению, подлежит применению и в отношении товаров, которые были условно выпущены таможенными органами до 1 июля 2010 года. При этом пятилетний срок должен исчисляться со дня выпуска таких товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления. В случае если этот срок истек до вступления в силу ТК ТС (то есть до 1 июля 2010), то датой прекращения обязанности по уплате таможенных платежей в отношении таких условно выпущенных товаров, сопряженных с ограничениями по их пользованию и (или) распоряжению, следует считать дату вступления в силу ТК ТС. Соответственно, применительно к оборудованию, ввезенному, скажем, в 2005 году, обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов прекращается, а оборудование приобрело статус товара Таможенного союза — товара, находящегося в свободном обращении, с 1 июля 2011 года.

Однако Федеральная таможенная служба России и Минфин России не согласны с таким мнением. Их позиция заключается в том, что с учетом статьи 370 ТК ТС указанный пятилетний срок следует исчислять со 2 июля 2010 года. Мы считаем, что государственные органы неверно толкуют данную статью.

Согласно пункту 1 статьи 370 ТК ТС, товары, находящиеся на территории Таможенного союза и помещенные под режим выпуска для внутреннего потребления в Российской Федерации, со дня вступления в силу ТК ТС «считаются помещенными» под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. То есть такие товары не вновь помещаются под таможенную процедуру, а считаются помещенными под нее. Необходимость данной нормы обусловлена изменением терминологии, используемой законодателем, в связи с вступлением в силу ТК ТС. Существовавшие ранее в государствах — участниках Таможенного союза таможенные режимы, имеющие одно правовое значение, но разные наименования, теперь объединены в единое для трех государств понятие «таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления».

Соответственно, целью этой нормы является не установление новой даты помещения товаров под таможенную процедуру (таким днем является день выпуска товаров), а определение правового статуса товаров. А в связи с этим — прав и обязанностей лиц в отношении таких товаров с момента вступления ТК ТС в силу. В том числе это касается и прекращения обязанности по уплате таможенных платежей применительно к товарам, помещенным под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей.

Нашу позицию подтверждают предусмотренные этой же статьей положения, в соответствии с которыми сроки для таможенных процедур временного ввоза (допуска), склада и переработки исчисляются со дня выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом (не процедурой!), а не со дня вступления в силу ТК ТС.

Если следовать смыслу, который вкладывают в толкование пункта 1 статьи 370 ТК ТС ФТС России и Минфин России, и при этом руководствоваться положениями статьи 204 ТК ТС, что днем помещения товаров считается день их выпуска, получается, что законодатель допускает двойной выпуск товаров. Один раз — до вступления в силу ТК ТС, второй раз — 1 июля 2010 года. А это противоречит нормам законодательства Таможенного союза и Российской Федерации. К тому же пункт 7 статьи 200 ТК ТС устанавливает, что для приобретения статуса товаров Таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Более того, по толкованию ФТС России получается, что все товары, выпущенные для свободного обращения начиная с 1994 года, вновь помещены под таможенную процедуру. Следовательно, восстановлено право таможенных органов в их отношении проводить проверки, что явно противоречит логике законодательства и здравому смыслу.

Вместе с тем в Республике Беларусь правило, которое прекращает обязанность по уплате таможенных платежей через пять лет после выпуска товаров, действовало еще до вступления в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (статья 160 Таможенного кодекса Республики Беларусь). В ходе обсуждения данного вопроса в Комиссии Таможенного союза казахская сторона также высказалась, что 5 лет нужно считать с момента выпуска товаров. Соответственно, если в России это правило будет применяться в соответствии с позицией ФТС России и Минфина России, то белорусские и казахские предприятия получат более комфортные условия, чтобы освобождаться от изношенного и устаревшего и приобретать более современное оборудование. В свою очередь это является нарушением конкуренции на едином таможенном пространстве Таможенного союза.


Что делать?

Видимо, понимая шаткость своей позиции, ФТС России предлагает внести изменения в таможенное законодательство Таможенного союза, но не в статьи 211 или 370 ТК ТС, а указав в Протоколе, которым будут вноситься другие изменения в Договор о ТК ТС, следующее: 
«В отношении товаров, помещенных до 1 июля 2010 года в Российской Федерации под таможенные режимы выпуска для внутреннего потребления или выпуска для свободного обращения с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, по которым на день вступления в силу настоящего протокола срок, установленный подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, истек и не наступил срок уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается со дня вступления в силу настоящего протокола.

В отношении товаров, помещенных до 1 июля 2010 года в Российской Федерации под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению такими товарами, по которым на день вступления в силу настоящего протокола срок, установленный подпунктом 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса Таможенного союза не истек, указанный срок исчисляется со дня выпуска таких товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления».

Таким образом, учитывая, что изменения в ТК ТС, скорее всего, будут внесены уже не в этом году, а в конце следующего, ФТС России хочет перенести дату начала применения указанной нормы (т.е. дату истечения 5-летнего срока в отношении товаров, выпущенных до 1 июля 2010 года) с даты вступления в силу ТК ТС на дату вступления в силу Протокола о внесении изменений в Договор о ТК ТС. Если же компания хочет воспользоваться нормой ТК ТС о 5-летнем сроке в отношении указанных выше товаров до внесения указанных выше изменений в таможенное законодательство Таможенного союза, то она может предпринять следующие шаги:

  1. обратиться в таможню с просьбой проставить на соответствующих таможенных декларациях, по которым были ввезены товары с использованием таможенных льгот, отметку о том, что в связи с истечением 5-летнего срока, предусмотренного пп. 2 ч. 2 ст. 211 ТК ТС обязанность по уплате таможенных пошлины, налогов в отношении таких товаров прекращена с указанием даты, с которой товары приобрели для таможенных целей статус выпущенных для свободного обращения;
  2. в случае отказа или бездействия таможни компания может обжаловать такой отказ или бездействие в арбитражный суд, поскольку такое решение или бездействие таможни не позволяет компании свободно распоряжаться своим имуществом без риска быть привлеченной к административной ответственности. В случае получения решения суда положительного для компании оно будет иметь обязательный характер для таможенных органов.

Как видно из приведенного выше, таможенно-тарифное регулирование  по-прежнему рассматривается российскими государственными органами в большей степени как фискальный механизм, а не инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров и создания условий для развития современного производства в Российской Федерации. В результате, к сожалению, разумное применение законодательства согласно не только букве, но и духу закона, существу заложенных в нем правил зачастую возможно только, пройдя долгую, трудоемкую и дорогостоящую процедуру судебного спора.  

Pepelyev Grupp.jpg


Теги: таможенные льготы, срок, обязанность, уплата, пошлина, налоги, истечение, товар
Автор(ы):  Косов Александр