Охрана интеллектуальной собственности в инновационной, технологической и военно-технической сферах 28.04.2012

Охрана интеллектуальной собственности в инновационной, технологической и военно-технической сферах


Всем известно, что в настоящее время «выживаемость», а следовательно конкурентоспособность государства невозможны без поддержания мирового уровня научного и технического прогресса. Это означает необходимость поддержки постоянного и увеличивающегося потока нововведений (в основном - технических), выражаемых таким термином как «инновации». В значительной степени такие инновации являются не чем иным, как результатами интеллектуальной деятельности.

К сожалению, в обществе сложился определенный стереотип восприятия интеллектуальной собственности, из-за чего в большей степени законодательно регулируются вещные отношения, а относящиеся к сфере нематериальных явлений новые идеи, технологии, управленческие решения не имеют адекватных форм оценки их стоимости, экономических и социальных критериев, юридических нормативов. Это приводит к появлению пиратства в интеллектуальной сфере. Не секрет, что в настоящее время, даже со стороны ряда государств, широко распространен промышленный шпионаж.

Именно поэтому охрана и защита результатов интеллектуальной деятельности, а также пресечение недобросовестной конкуренции должно входить в число стратегических целей, как бизнеса, так и государства. 

Развитие предпринимательства на территории Таможенного союза, создание единого экономического пространства, формирование цивилизованных рыночных отношений, а также необходимость эффективной интеграции в мировую экономику обуславливают необходимость постоянного совершенствования национального и наднационального законодательства в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности. 

На территории Таможенного союза в связи с созданием Единого экономического пространства и таможенного союза было принято несколько соглашений, касающихся вопросов охраны и защиты результатов интеллектуальной деятельности. Ряд соглашений в настоящее время еще находится на стадии разработки.
Проблемами охраны интеллектуальной собственности в условиях глобализации мировой торговли также занимается Всемирная торговая организация (ВТО), которая совместно с Всемирной организацией интеллектуальной собственности и другими международными организациями разработала рамочные правила, зафиксированные в Соглашении по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности TRIPS.

Основными факторами, препятствующими формированию полноценного рынка объектов интеллектуальной собственности в странах СНГ, как справедливо отмечают многие эксперты, является традиционная невосприимчивость к новшествам, характерная для большинства отраслей и сфер экономики, а также слабое вовлечение интеллектуальной собственности в экономический оборот, что проявляется в низкой инновационной активности предприятий. 

Здесь же можно указать на невысокий уровень мотивации бизнеса к внедрению инноваций, поскольку действующее законодательство не предусматривает для инвесторов удобных организационно-правовых форм для осуществления венчурного финансирования. 

Стоит также отметить невысокую степень капитализации интеллектуальной собственности и слабую ориентацию интеллектуальной деятельности на конечные результаты. Применительно к инновационным разработкам эксперты отмечают наличие тревожной тенденции к старению научных и изобретательских кадров, слабую ориентацию научных исследований и разработок на решение практических задач, нарушение, в процессе реформ, ранее имеющихся кооперационных связей между действующими на территории Таможенного союза исследовательскими и хозяйственными структурами.

Структура рынка интеллектуальной собственности характеризуется его фрагментарностью и неоднородностью. Это проявляется в ограниченном характере и относительно статичных показателях развития ряда его сегментов, касающихся инновационной деятельности, а именно запатентованных изобретений, ноу-хау, интегральных схем, сортов растений, рынок промышленных образцов. 

Другая важная особенность связана со спецификой структуры патентообладателей в странах таможенного союза. Так, в отличие от развитых стран, где наиболее крупными патентообладателями являются большие компании, в странах ЕЭП самыми важными обладателями запатентованных изобретений являются научно-исследовательский сектор (25–35%), вузы (20–30%) и физические лица (15–25%). В то же время доля предприятий составляет лишь 5–15%. В этой тенденции явно проявляются ограниченная практическая значимость запатентованных изобретений, а также низкое качество самих патентов. Это один из важнейших факторов, препятствующих расширению инновационного рынка.

Следует также отметить, что в странах таможенного союза только среди иностранных правообладателей запатентованных изобретений превалируют крупные зарубежные компании.

При этом такие объекты интеллектуальной собственности, как товарные знаки, программное обеспечение, литературные и музыкальные произведения и др., во всех странах ЕЭП достаточно широко вовлечены в рыночные отношения, в том числе и в качестве товаров. Здесь тоже есть проблемы, среди которых можно отметить проблему существования и использования бывших «советских» товарных знаков. 

После развала СССР по оценке Роспатента осталось около 4000 товарных знаков Советского Союза, из них по пищевым продуктам – около 70 товарных знаков, по кондитерским изделиям – около 250 товарных знаков, по лекарственным средствам – около 600, остальные – это промышленные товарные знаки.

На сегодняшний день в национальных системах стран СНГ регистрации товарных знаков права на такие товарные знаки зарегистрированы за различными правообладателями (например, наименования советских конфет «Му-Му», «Красная Шапочка» и т.д.).

В связи с этим назрела необходимость в создании законодательного механизма, который бы предусматривал возможность использования советских торговых марок их давними производителями в нынешних условиях, а также нормативно урегулировал вопросы, связанные со свободой перемещения товаров в рамках создаваемого Единого экономического пространства, где данный принцип является основным. 

Также одной из особенностей национальных инновационных рынков стран ЕЭП является их практическая изолированность от соответствующих мирового и региональных рынков. Это обусловлено, прежде всего, не только низкой степенью вовлеченности в мировое экономическое, научное, инновационное и информационное пространство, но и различиями в мотивации инновационной деятельности, стандартах, менеджменте, в бухгалтерском учете и финансовой отчетности и т.д.

Дополнительно стоит отметить, что на едином экономическом пространстве (в частности, в процессе реформирования оборонно-промышленного комплекса, в ходе осуществления военно-технического сотрудничества) возникает много вопросов и в связи с необходимостью защиты прав государства на результаты интеллектуальной деятельности, поскольку это напрямую влияет на безопасность и обороноспособность наших государств.

Недостаточно полно в законодательстве разработан и правовой механизм защиты объектов промышленной собственности, экспонируемых на выставках до подачи заявок в национальное патентное ведомство. 

Показ новейших образцов продукции, последних изобретений, полезных моделей, является одной из основных целей выставок. Это дает возможность изобретателям с помощью выставок вести прямой маркетинг своих разработок, оценивать интерес к ним рынка, находить потенциальных покупателей. С другой стороны, в случае если выставляемым экспонатам не обеспечивается правовая защита путем их патентования, раскрытие сущности изобретения создает реальную возможность его несанкционированного использования, а также может опорочить новизну и создать, таким образом, дополнительные помехи при дальнейшем патентовании.

В мировой практике эта проблема решается с помощью так называемой «льготы по новизне» для изобретений. Полезных моделей и промышленных образцов и выставочным приоритетом для товарных знаков, демонстрируемых на выставках. При этом основным вопросом при установлении выставочного приоритета является определение статуса выставки. Однако в настоящее время в законодательстве отсутствует определение понятия «официальной или официально признанной международной выставки». Также не определен порядок подтверждения факта демонстрации объектов промышленной собственности на выставке, что облегчает промышленный шпионаж.

В целом же развитие рынка интеллектуальной собственности в большинстве стран ЕЭП большинство экспертов оценивает как зачаточное. Основные причины этого лежат, как я и говорила ранее, прежде всего, в невысоком спросе бизнеса на инновации. 

Отсюда выраженные тенденции снижения патентной активности, низкая степень поддержания в силе патентов, незначительное число заявок на получение патентной защиты за рубежом, а также ограниченная доля инновационных предприятий (не более 11-12%) и незначительная доля инновационной продукции (до 6-7%) в ее общем объеме. Последние показатели в 5-6 и более раз уступают аналогичным показателям, характерным для развитых стран.

В этом контексте ограниченность рынка инноваций является одним из важнейших факторов, сдерживающих технологическое развитие современного общества и переход на инновационную модель экономического роста.

В условиях активного развития процессов глобализации и построения информационного общества возрастает необходимость в применении единых международно-признанных подходов и стандартов к созданию, учету и использованию результатов интеллектуальной деятельности, правовой охране, коммерциализации и защите прав на них.

На пути формирования рынка интеллектуальной собственности по-прежнему сохраняется актуальность разработки и принятия пакета законодательных и иных нормативных актов, обеспечивающих эффективное и качественное правовое регулирование в интересах охраны и защиты интеллектуальной собственности, инновационного развития, повышения качества жизни, качества власти и качества закона.

Формированию единообразной практики применения законодательства в сфере интеллектуальной собственности также могло бы поспособствовать формирование наднациональной судебной практики. 

Все мы видим неизбежность перехода на инновационную модель экономического роста. Устойчивое развитие должно обеспечиваться за счет реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологических секторов экономики.

Таким образом, создание зрелого рынка интеллектуальной собственности является важнейшим условием формирования инновационной модели экономического развития в странах Таможенного союза.
 
Таможенный адвокат

Теги: интеллектуальная собственность, СНГ, товары, рынок, экономика, наука, техника
Автор(ы):  Курочкина Оксана Леонидовна