Вступление России в ВТО: цели, задачи, перспективы 26.09.2012

Вступление России в ВТО: цели, задачи, перспективы

14 сентября 2012 в Digital October (г. Москва, Берсеневская набережная, 6, стр. 3) состоялся Круглый стол на тему: «Информационные таможенные технологии и актуальные аспекты таможенного оформления товаров».

На семинаре выступила Елена Васильевна Бандура, помощник Члена коллегии Министра по торговле ЕЭК. Тема выступления: "ВТО: цели, задачи, перспективы".

Организатор мероприятия: компания «Альта-Софт».



Видеозапись выступления Елены Васильевны Бандуры.


Не так давно на одном из заседаний консультативного комитета по торговле, когда мы встречались с главой переговорного комитета по присоединению к ВТО Медведковым Максимом Юрьевичем, наверное, вы его прекрасно знаете, у нас был обмен мнениями, по разным курьезным случаям из жизни.

Что люди понимают под аббревиатурой ВТО? Некоторые, понимают  ВТО как Всероссийское Театральное Общество. Есть также не менее уважаемая и почитаемая организация, Всемирная Таможенная Организация.

Всемирная Таможенная Организация занимается упрощением таможенных процедур, всего, что касается таможенного администрирования. Штаб-квартира у нее в Брюсселе. Что касается Всемирной Торговой Организации, то штаб-квартира у нее в Женеве. Такое бывает, и бывали казусы, и на слушаниях в Государственной Думе случались  казусы, и в других почитаемых организациях. Поэтому это важно помнить, чтобы определиться по своим собственным действиям и по возможным изменениям в регулировании внешней торговли, а Всемирная Торговая Организация занимается именно выработкой именно этих правил, а именно правил торговли.

Которые касаются торговли не только товарами но и услугами. Что еще важно и на что я бы хотела обратить ваше внимание, членом Всемирной Торговой Организации с 23-го августа стала Российская Федерация. Можете задать вопрос — как  к этому всему относится Евразийская Комиссия.

Мы не имеем права давать каких-либо комментариев, не будем брать на себя ответственность давать глубокий анализ присоединения Российской Федерации к Всемирной Торговой Организации, это дело Российской Федерации.

Личные комментарии или общие выводы, которые у нас обсуждаются в Евразийской Комиссии, мы можем представить вашему вниманию  и постараемся вам рассказать всю взаимосвязь Всемирной Торговой Организации, бизнесом Российской Федерации, Евразийской Комиссией и обратно. Причем бизнес не только российский, но и бизнес других стран членов ВТО.

Повторюсь, что переговорный процесс по присоединению Российской Федерации к ВТО длился довольно таки долго — 18 лет. Российской Федерации не является рекордсменом по продолжительности переговоров. Им, в настоящий момент  является Алжир, который вот уже 25 лет ведет  переговоры по вступлению в ВТО  и они еще пока не имеют четких перспектив к окончанию. То, что касается других членов Таможенного Союза, то республики Казахстан и Белоруссия также ведут переговоры по присоединению к ВТО.

Наиболее близки перспективы присоединения к Всемирной Торговой Организации у республики Казахстан. Сейчас они находятся в очень интенсивной заключительной фазе, у Российской Федерации подобных заключительных фаз по истории было много. На декабрьской министерской встрече членов ВТО принимает решение о приеме новых членов, и мы надеемся стать свидетелями присоединения к ВТО еще одного члена таможенного союза.

То, что касается Белоруссии. Там процесс присоединения к Всемирной Торговой Организации ведется, но не так активно. Многие понимают, что на процесс присоединения республики Белоруссия влияют некоторые политические моменты, но, тем не менее, присоединение Российской Федерации дало дополнительный импульс к ускорению этих переговоров.

 Ни для кого не секрет и это было изложено в отчете рабочей группы присоединения Российской Федерации к ВТО, все страны таможенного союза будут стремиться, присоединится к ВТО на согласованных условиях, особенно по тем вопросам, которые входят в компетенцию Таможенного Союза.

Одним из главных вопросов и  главных условий присоединения во Всемирную Торговую Организацию является вопрос тарифных уступок. Тех уступок, которые касаются таможенных пошлин, и которые у нас зафиксированы в тарифе.  Так как в рамках Таможенного Союза тарифы у нас едины, мы должны стремиться к тому, чтобы у нас условия присоединения были едиными. Чтобы каждый последующий член союза не ухудшал, по возможности, те условия, на которых присоединилась предыдущая сторона — член таможенного союза ВТО.

Поэтому страны Таможенного Союза согласовались между собой, и было принято в рамках ТС, когда у нас еще существовала комиссия ТС, соответствующее решение, которое касалось порядка присоединения стран ТС к этой организации.

 Сегодня моему коллеге задавали вопрос, как может бизнес повлиять на те решения, которые будут присоединять  в тех условиях, в которых мы сейчас. Имеется в виду Евразийская Экономическая Комиссия. Присоединение, прежде всего Российской Федерации и дальнейшее присоединения других стран поможет бизнесу, и не только российскому, но и бизнесу из третьих стран, которые являются членами ВТО, заблаговременно ознакомится с теми проектами нормативных документов. Будь-то новые соглашения, договора протоколы, решения, которые будут влиять на регулирование торговли стран таможенного союза, с третьими странами. Такие проекты в соответствии  с требованием Всемирной Торговой Организации должны публиковаться заранее на официальном сайте Евразийской Экономической комиссии. И все участники рынка, все участники торговли могут высказать. Свое мнение по поводу этих нормативных документов, которые должны быть рассмотрены и учтены. Если это возможно и соответствует правильному ходу решения этих вопросов. В том числе с учетом требований ВТО.

Поэтому сразу можно ответить, на вопрос, который был задан, это очень важный плюс, который получили все участники внешнеэкономической деятельности в рамках таможенного союза и представители бизнеса зарубежных стран, поэтому это положительный результат присоединения  Российской Федерации к ВТО.  

И теперь перейдем к самому главному информационному материалу, который хотелось бы до вас донести.  Это взаимодействие Таможенного Союза в рамках со странами Таможенного Союза и третьими странами в рамках международной  торговой системы.

Уделим внимание договору, который был подписан  19-го мая. Он называется «О функционировании Таможенного Союза в рамках многосторонней торговой системы».

 Вступил он в силу, со дня присоединения Российской Федерации к ВТО, то есть с 23-го августа.  Каков главный смысл этого договора, почему он был подписан.  Потому, что когда велись переговоры, и одновременно с этим  развивался наш Таможенный Союз.  Представители и стран ВТО  и представители стран Таможенного Союза очень жарко  дискутировали по поводу того, чьи нормы должны превалировать.  Либо нормы Таможенного Союза, над международными обязательствами сторон, либо международные обязательства сторон над нормами,  прежде всего в рамках Всемирной Торговой Организации. В каждой стране Таможенного Союза, как и во многих других странах мира, в конституции записано, что международные обязательства превалируют над национальным законодательством. В Российской Федерации тоже есть специальный закон, о международных договорах, где это описано. Но  здесь у нас на чаше весов стояли нормы  одного международного договора и  другого международного договора. Поэтому нужно было выбрать и определить, как же из этой ситуации выйти. Ситуация была действительно очень не простая и неоднозначная. И в мире такого еще не случалось. Если говорить по истории  событий, то например страны Евразийского Союза, это тоже Таможенный Союз, но у них шел обратный процесс,  по сравнению с нашим процессом, который мы в рамках  Таможенного Союза переживали. У них сначала все страны и основатели и новые  вступали в ВТО, а потому они объявляли, что они Таможенный Союз.  Тем самым объясняя странам членам в ВТО, почему  у них одинаковое законодательство, и почему у них прежде всего одинаковые  таможенные тарифы.

В нашей ситуации было совсем наоборот. Мы сначала создали Таможенный Союз, и он начал функционировать. С экономической и с политической точки зрения  разваливать его  было нельзя, и в то же время  вступление в Всемирную Торговую Организацию, должно быть завершено.  По этому договору все же пришли к выводу о том, что, и это зафиксировано в договоре, нормы ВТО превалирует над нормами таможенного союза. Более того все обязательства, которые принимает страна  первая  присоединившаяся к ВТО, становятся основной частью нормативно – правовой  базы Таможенного Союза и являются обязательными для исполнения и другими членами таможенного союза.  Под этим подписались все члены Таможенного Союза.

Вопрос был не простой, но с учетом, неизбежности перспективы присоединения всех стран Таможенного Союза к ВТО, это было необходимо сделать. Поэтому основной смысл того договора, который был подписан: «Основная цель договорного обеспечения функционирования Таможенного Союза при условии присоединения  одного или нескольких членов к ВТО, а также создание механизмов предусматривающих участие государственных членов Таможенного Союза в иных международных  объединениях».

У нас на экспертном уровне этот договор еще называют  договор – «Фредди».   Так сложилось, потому, что если вы где то  услышите  это название, то знайте, что это рабочее название. 

Цели соглашения - это присоединения сторон к ВТО на скоординированных условиях, потому что  если будет иначе, наш таможенный союз развалится. Создание благоприятных условий для углубления интеграции сторон, эффективную международную систему, функционирование Таможенного Союза в соответствии  с правилами, обязательствами в рамках ВТО. Об этом уже было сказано,  при этом уточню, что все нормативные документы Таможенного Союза, включая  решение всех органов таможенного союза  и единого экономического пространства, должны соответствовать нормам Всемирной Торговой Организации. В связи с этим, хотела упомянуть очень важной проблеме.  В настоящее время ведется работа  кодификации  той нормативно-правовой базы, которая у нас сформировалась в рамках Таможенного Союза и ЕП.

В техническом задании на эту унификацию еще тогда  когда Российская Федерация не присоединилась  к ВТО, уже  было записано, что при проведении это кодификации необходимо  согласование с нормами Всемирной Торговой Организации. И поэтому тот новый  кодифицированный документ, который вскоре появится, должен  соответствовать нормам ВТО и все те новые решение я новые нормативные акты,  которые будут появляться, также должны им соответствовать.

Еще одной целью  этого соглашения является унификация и единообразное применение торговых режимов сторон, в отношении третьих цен с целью развития торговли и привлечения инвестиций. Что это подразумевает. Когда страны Таможенного Союза объединились в таможенный союз, то  на момент объединения у нас торговые режимы  с третьими странами были разные. Эти различия можно было разделить на три группы.

 У нас были подписаны соглашения, определяющие торговый режим как РНБ (Режим Наибольшего Благоприятствования) с третьими странами. Но  условия РНБ у всех трех стран были разные, и даже то, что касается российской  федерации, если проанализировать соглашения РФ, которое  устанавливает режим РНБ с третьими странами, то покрытие этим РНБ в разных соглашениях с разными странами Российской Федерации был разным.

Были согласованы подходы по унификации торговых режимов, и то, что касается режима РНБ, то  считается, что он будет унифицирован после присоединения всех трех стран к Всемирной Торговой Организации, потому  что большинство стран входят в эту Организацию и за счет  этого произойдет унификация торговых режимов.  Есть еще две группы стран, с которыми у нас своеобразные торговые режимы. Это прежде всего страны СНГ, с которыми у нас режим свободной торговли. Еще есть ряд третьих стран с которыми у нас есть режим свободной торговли, но он немного другой. То, что касается СНГ, то режим свободной торговли со странами  СНГ у нас считается унифицированным, в рамках нового соглашения о зоне  свободной торговли со странами СНГ.  Это соглашение было подписано в октябре  прошлого года, Российская Федерация и республика  Белоруссия его ратифицировали. Недавно ратифицировала это соглашение Украина и по порядку  вступления в силу этого соглашения, оно вступит в силу после того как три страны уведомят об их ратификации.

Если вас удивляет, почему в списке нет Казахстана, то он обязался до 20-го числа ратифицировать это соглашение и тогда будет считаться, что режим свободной торговли со странами СНГ у нас одинаковый. У нас со странами СНГ согласовано  между странами Таможенного Союза единое изъятие. Они  немного отличаются для Казахстана. Казахстан попросил переходный период, и только то, что включает тарифы изъятия. Сначала только сахар, после 2015 года взял водку, после 2015 это изъятие тоже отменят. Есть еще режим свободной торговли  с Сербией. У нас согласованы правила изъятия, происхождения и в настоящее время у нас заканчивается процедура по согласованию режима свободной торговли в Черногории.  Согласовано изъятие, согласовано правило происхождения и те новые треки, по заключению соглашения по свободной торговле,  которые сейчас имеет место быть. Они тоже ведутся единой командой, в этих  переговорах участвуют все три страны, и представители Евразийской Экономической Комиссии тоже участвуют в этих переговорах. Российская федерация, то что касается тарифных уступок, согласовала эти уступки  со странами Всемирной Торговой Организации. И в соответствии с  обязательствами РФ на момент официального присоединения,  тот тариф, которым пользуются Российская Федерация, а значит, что кроме нее и другие  члены Таможенного Союза должны быть унифицированы с этими  обязательствами. В  соответствии решения совета Евразийской Экономической Комиссии было принято и 23 июля  было опубликовано решение  совета по принятию новой номенклатуры, товарной на которой основан новый тариф.  С учетом той процедуры по вступлению в силу, которая у нас существует,  новые ставки  единого таможенного тарифа, которые были приведены в соответствие с обязательствами Российской Федерации, вступили в силу 23 августа. Это уже 54 решение совет, датируемое 19-м июля.

Еще было  принято одно решение совета, по которому для  республик Казахстан и Белоруссия с определенным  переходным периодом сохраняется  ставки на некоторые  автомобильные и транспортные средства. Но по этому договору  «О порядке функционирования таможенного союза в рамках многосторонней системы», существует такое положение, что в  наш единый тариф должны быть внесены изменения, связанные с принятием одной из  стран членов таможенного союза своих обязательств перед Всемирной Торговой Организации.  Но если какая то из стран Таможенного Союза по каким либо причинам не может перейти на эти ставки, то она может сохранить те ставки, которые были  в прежнем тарифе. Такая ситуация произошла и  по этим автомобильным транспортным средствам. Это, прежде всего, связано с ведением  обязательств РФ на автомобили, и в среднем  ставки упали с 25 до 15, но в РФ введен  утилизационный сбор, который в республиках Казахстан и Белоруссия не вводился.  Поэтому возник нюанс по применению ставок  нашего таможенного тарифа.

То, что касается тарифных обязательств, то процедура ведения переговоров такова, что пока  не принято решение по присоединению  к Всемирной Торговой Организации, информация об этих переговорах другим сторонам не передается.  Как бы близки эти стороны не были.

Российская Федерация, когда вела свои переговоры – не могла  поделиться с Казахстаном и Белоруссией теми  договоренностями, которые достигнуты. Эти договоренности вскрываются, когда завершаются переговоры и принимаются тщательные решения. В принципе, об этом публиковалось в прессе. К сожалению, Казахстану  в своем переговорном треке не удалось достичь того уровня защиты, который удалось достичь Российской Федерации. Хотя многие представители  бизнеса критикуют  и критиковали те уровни связывания, под которыми  подписалась РФ по итогам своих переговоров. Но убирать тариф с учетом иных условий присоединения, других тарифных уступок, которые будут достигнуты  другими странами таможенного союза,  не очень приятно.  Поэтому  было достигнута договоренность о так  называемом «adjustment’е» или гармонизации тех обязательств, которые страны  Таможенного Союза достигнут по итогам переговоров.

Как уже было сказано, тарифные уступки, которые Казахстан достиг в  своих переговорах, несколько ниже тех, которые достигла РФ. Выработан определенный подход по приведению в соответствие Российской Федерации и Казахстана, с учетом товарных потоков, которые попадают под действие тех тарифных уступок , о которых договорились эти страны, чтобы в целом не нарушать ту систему, которая складывается на нашем рынке, по допуску товаров из третьих стран.  Иначе говоря, по защите  нашего внутреннего рынка стран таможенного союза.  Это процедура непростая. И может начаться  после того, как Казахстан вступит в ВТО, тогда начнутся новые переговоры по согласованию уступок Казахстана и Российской Федерации.

За чем последуют  очередные изменения в единой таможенный тариф.  Когда формировался Таможенный Союз, а теперь уже начинает формироваться  более детально и единое экономическое пространство, что страны- члены таможенного союза передали своего национального  уровня в компетенции, сначала  комиссия таможенного союза, а сейчас и ЕК ряд очень важных функций. Прежде всего, функция,  которая касается таможенного тарифа. Это установление ставок ввозных таможенных пошлин, которые зафиксированы в этом тарифе. Ведение  нашей товарной номенклатуры. Это меры нетарифного  урегулирования, это меры технического р егулирования, санитарные и фито санитарные нормы. То есть практически все, что связано с торговлей товарами, и поэтому выполнение обязательств в Российской Федерации связано непосредственно с компетенцией ЕК.

Сейчас у нас прорабатывается процесс взаимодействия между Российской Федерации и Евразийской Комиссией по порядку того, кто и как будет отвечать по  обязательствам Российской Федерации перед ВТО.

Первая задача состоит в том, что бы привести нашу нормативно правовую базу в соответствии с обязательствами Российской Федерации. Это происходит и  в рамках кодификации, а то,  что не терпит  отлагательства, это должно происходить сейчас. У нас составлен и утвержден решением комиссии план по адаптации нормативно правовой базы таможенного союза в соответствии с обязательствами РФ. Этот план постепенно будет выполняться.

То регулирование, которое касается СЭЗ’ов, не  соответствует нормам ВТО. И ни в одной стране-члене ВТО таких уже СЭЗ’ов нет, когда то они были, но уже нет давно. Они очень активно в последнее время эксплуатировались в странах восточной Азии, они много на этом добились, но это противоречит номам ВТО и эти льготы, которые  предоставлялись в рамках наших СЭЗ’ов, они будут действовать до завершения срока действия соответствующего  законодательства.

Касательно автосборки. То, что Российская Федерация делала по автосборке, тоже не соответствуют нормам Всемирной Торговой Организации, и те льготы  будут сохранены до окончания срока действия тех инвестиционных соглашений, которые были подписаны с правительством РФ.


Теги: ВТО, торговля, ЕЭК, бизнес, Казахстан, Беларусь, тарифные уступки, Таможенный союз, ставки
Автор(ы):  Бандура Елена Васильевна