Предлагается установить категории деятельности, подлежащей экологическому надзору 26.03.2013

Предлагается установить категории деятельности, подлежащей экологическому надзору


На сайте Минприроды России был опубликован проект Постановления Правительства РФ "Об установлении для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и критериев, на основании которых определяются категории" (далее – Проект). Данным документом планируется утвердить "Критерии объектов хозяйственной и иной деятельности, на основании которых устанавливаются для целей государственного экологического надзора категории хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами" (далее – Критерии).

Разработчики Проекта предлагают установить три категории хозяйственной и иной деятельности. В отношении первой категории будет осуществляться федеральный государственный экологический надзор, в отношении второй – региональный, а третья категория надзору подлежать не будет.

При делении видов деятельности на категории предлагается учитывать, используются ли в хозяйственной и иной деятельности объекты и оборудование, которые могут оказывать негативное воздействие на окружающую среду. Кроме того, имеет значение место осуществления деятельности.

В Критериях перечислены все разновидности объектов, использование которых в хозяйственной деятельности подлежит федеральному государственному экологическому надзору. Всего выделяют больше двух десятков разновидностей таких объектов. К ним предлагается относить, например, морские порты, объекты по добыче полезных ископаемых (за исключением объектов по добыче общераспространенных полезных ископаемых), различные производственные объекты. Кроме того, для некоторых производственных объектов устанавливаются значения показателей, по достижении которых проводится именно федеральный экологический надзор. Например, для предприятий по выделке и крашению меха, по дублению и отделке кожи таким показателем будет проектная мощность, равная 12 т готовой продукции в сутки и более.

В Критериях также названы территории, на которых осуществляется федеральный экологический надзор. В частности, независимо от вида деятельности такой надзор предлагается осуществлять в отношении объектов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в пределах водно-болотных угодий международного значения.

Критерии также содержат перечень видов деятельности, в отношении которых экологический надзор предлагается не осуществлять. К ним отнесены, например, финансовая деятельность, образовательная деятельность (при отсутствии производства), деятельность в области фотографии и упаковывания. Отдельно отмечено, что экологический надзор осуществляется при наличии на объектах, с использованием которых ведется такая деятельность, стационарных источников выбросов вредных веществ, загрязняющих атмосферный воздух, для которых разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов, и источников сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты, для которых разрабатываются нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.

По остаточному принципу предлагается определять объекты, в отношении которых будет проводиться региональный экологический надзор. Так, если деятельность не относится ни к первой, ни к третьей категории, в отношении нее планируется осуществлять региональный государственный экологический надзор.

В случае если Проект будет принят Правительством РФ, утратит силу Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 285 (далее – Перечень). Стоит отметить, что Критерии представляют собой более удобный документ с точки зрения работы правоприменителя, поскольку устанавливают исчерпывающий перечень объектов, подлежащих федеральному экологическому контролю, и объектов, вовсе не подлежащих экологическому контролю. Действующий Перечень не содержит полного списка случаев, в которых осуществляется федеральный экологический контроль. Для определения всех возможных объектов, подлежащих федеральному экологическому надзору, в настоящее время приходится обращаться не только к Перечню, но и к иным нормативным актам, в частности к Федеральному закону от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (в части опасных производственных объектов).

Отметим, что случаи, в которых предлагается осуществлять федеральный государственный экологический надзор, перечисленные в Критериях, частично совпадают с теми, которые напрямую указаны в Перечне.

Документы:

Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении для целей государственного экологического надзора категорий хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, и критериев на основании которых определяются категории"

КонсультантПлюс

Теги: государственный экологический надзор, установление категорий хозяйственной и иной деятельности, негативное воздействие на окружающую среду
Автор(ы):  Керенский Илья Владимирович