Коммерческая организация не учитывает в доходах целевые поступления в виде субсидий, полученные до 2010 г. из бюджета на покрытие расходов 29.11.2013

Коммерческая организация не учитывает в доходах целевые поступления в виде субсидий, полученные до 2010 г. из бюджета на покрытие расходов


Организация, занимающаяся, в частности, эксплуатацией трубопроводного транспорта, транспортировкой и хранением нефти, газа и продуктов их переработки, получила в 2008 г. от правительства субъекта РФ субсидию на возмещение расходов по строительству, реконструкции и модернизации основных средств. Полученные целевые средства, а также произведенные за их счет расходы компания учитывала отдельно от доходов и затрат по основной деятельности. При этом расходы, списываемые посредством амортизации спорных основных средств, признавались только в бухгалтерском учете и в базу по налогу на прибыль не включались. 

Инспекция провела выездную проверку организации и по итогам приняла решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, согласно которому доначислила налог и начислила пени. Налоговый орган посчитал, что право не учитывать в доходах целевые поступления дано только некоммерческим организациям при получении денежных средств на содержание и ведение уставной деятельности. Следовательно, организация необоснованно не включила субсидию в базу по налогу на прибыль. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании данного решения недействительным.

Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, признав выводы инспекции правомерными. По результатам апелляционного обжалования это судебное решение было отменено, однако ФАС Поволжского округа оставил его в силе. 

Точку в споре поставил Президиум ВАС РФ, который признал решение инспекции недействительным, а позицию налогоплательщика правомерной. При этом он исходил из следующего.

В соответствии со ст. 78 БК РФ субсидии могут быть предоставлены юрлицам, в том числе коммерческим организациям, на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством и реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг. 

В базе по налогу на прибыль не учитываются доходы, перечисленные в ст. 251 НК РФ. Так, в п. 2 ст. 251 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2010 г., указаны целевые поступления (за исключением подакцизных товаров), к которым в проверяемый период относились целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. Получатели данных средств должны вести раздельный учет доходов и расходов. Напомним, что начиная с 2010 г. абз. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой в составе доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли, названы только целевые поступления некоммерческих организаций.

Таким образом, целевыми поступлениями в 2008 г. при расчете базы по налогу на прибыль признавались два вида доходов: во-первых, целевые поступления из бюджета, а во-вторых, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций. 

Президиум ВАС РФ признал правильным вывод суда апелляционной инстанции, согласно которому возможность применения п. 2 ст. 251 НК РФ не зависела от организационно-правовой формы лица, получившего целевые поступления. 

Кроме того, суд установил, а инспекция не оспорила, что организация-налогоплательщик выполнила все условия, необходимые для применения права не учитывать целевые поступления: отчет о расходовании средств представила перед получением субсидии, денежные средства использовала по целевому назначению, вела раздельный учет. При этих обстоятельствах Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что полученная из областного бюджета субсидия является целевым поступлением и не учитывается в базе по налогу на прибыль.

Тенденция вопроса

Аналогичный вывод содержится, в частности, в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 16.04.2012 N А42-4901/2010 (Определением ВАС РФ от 15.10.2012 N ВАС-10023/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ) и от 05.04.2012 N А42-7114/2010 (Определением ВАС РФ от 15.10.2012 N ВАС-10051/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Волго-Вятского округа от 07.03.2013 N А38-6048/2011 , ФАС Московского округа от 19.03.2012 N А40-75954/11-115-241 , ФАС Центрального округа от 01.03.2012 по делу N А14-8700/2010 (Определением ВАС РФ от 27.06.2012 N ВАС-8058/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ).

Следует, однако, отметить, что Минфин России неоднократно высказывал мнение, согласно которому коммерческая организация обязана включать в доходы суммы полученных из бюджета субсидий. Такая позиция финансового ведомства в отношении периода до 2010 г. отражена, в частности, в Письмах Минфина России от 11.12.2009 N 03-03-06/4/106, от 10.12.2009 N 03-03-06/1/800, от 02.09.2009 N 03-03-06/4/73. 

Некоторые арбитражные суды, рассматривая споры, связанные с получением субсидий на компенсацию недополученных доходов, также отмечают, что эти поступления должны учитываться в составе доходов (см., например, Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2009 N А17-1843/2008 , ФАС Северо-Западного округа от 12.05.2008 N А13-436/2007 (Определением ВАС РФ от 21.08.2008 N 9016/08 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ)). В частности, они исходят из того, что целевые поступления по смыслу п. 2 ст. 251 НК РФ должны быть израсходованы на строго определенные цели, а полученное возмещение "выпадающих" доходов организация вправе тратить по своему усмотрению.

Кроме того, в п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что средства, которые организация получает от публично-правового образования в связи с реализацией услуг по регулируемым тарифам, а также в связи с возмещением неполученной платы за услуги, оказанные льготным категориям граждан в рамках реализации установленных законом льгот, учитываются в составе доходов.

Обращаем внимание, что в рассматриваемом Постановлении от 30.07.2013 N 3290/13 Президиум ВАС РФ указал на возможность пересмотра вступивших в силу судебных актов по делам со сходными обстоятельствами, принятых на основании норм в ином истолковании, если для их пересмотра нет других препятствий.
Дополнительные материалы по вопросу налогообложения компенсаций, получаемых из бюджета в счет возмещения затрат или "выпадающих" доходов при выполнении целевых программ, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по налогу на прибыль.

Документы:

Постановление Президиума ВАС РФ от 30.07.2013 N 3290/13

КонсультантПлюс

Теги: налог на прибыль, целевые поступления из бюджета, коммерческие организации, субсидии, до 2010 г.
Автор(ы):  Кудинова Анна Олеговна