Инспекция не может истребовать в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие право применения освобождения от НДС 14.04.2014

Инспекция не может истребовать в ходе камеральной проверки документы, подтверждающие право применения освобождения от НДС


В ходе камеральной проверки декларации по НДС налоговый орган истребовал у организации документы, подтверждающие право применения освобождения от налогообложения, в частности, операций РЕПО и операций займа в соответствии с подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании данного требования недействительным.

Суды трех инстанций поддержали позицию организации в силу следующего. По общему правилу, установленному в п. 7 ст. 88 НК РФ, при проведении камеральной проверки инспекция не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения или документы, если иное не предусмотрено указанной статьей или если представление этих документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Так, одним из исключений является истребование документов, подтверждающих право налогоплательщика на использование налоговой льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ). Согласно ст. 56 НК РФ льготой признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению с другими, в том числе возможность не уплачивать налог. Операции, перечисленные в подп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ. Следовательно, как отметил ФАС Северо-Западного округа, отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать НДС в бюджет по этим операциям прямо предусмотрено в Налоговом кодексе РФ.

Кассационный суд сослался также на Постановление Президиума ВАС РФ от 18.09.2012 N 4517/12. Напомним, что в названном Постановлении рассматривался спор о праве инспекции истребовать в ходе камеральной проверки декларации по НДС документы, связанные с операциями, которые не признаются объектом обложения указанным налогом согласно п. 2 ст. 146 НК РФ (в частности, операции по реализации земельных участков). Президиум ВАС РФ пришел к выводу, что освобождение налогоплательщика от обязанностей исчислять и уплачивать НДС в этом случае не является льготой.

ФАС Северо-Западного округа отклонил довод инспекции о неприменимости данной позиции Президиума ВАС РФ в рассматриваемом деле. Суд указал, что вывод Президиума ВАС РФ распространяется и на операции, освобожденные от налогообложения в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Таким образом, при проведении камеральной проверки декларации по НДС инспекция не вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на использование освобождения от налогообложения согласно упомянутой статье.

Тенденция вопроса

Аналогичный вывод содержится, в частности, в Постановлениях ФАС Поволжского округа от 25.07.2013 N А55-26714/2012 и от 07.03.2012 N А12-13971/2011 (Определением ВАС РФ от 15.11.2012 N ВАС-8834/12 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2014 N А26-4234/2013 и от 16.10.2013 по делу N А26-951/2013 (Определением ВАС РФ от 31.01.2014 N ВАС-497/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Следует отметить, что на данные Определения ВАС РФ сослался в рассматриваемом деле суд кассационной инстанции.

Однако есть примеры противоположных судебных решений. Например, ФАС Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 20.10.2011 по делу N А33-2290/2011 указал, что инспекция имеет право истребовать при камеральной проверке документы, которые относятся к операциям, освобожденным от НДС на основании ст. 149 НК РФ. При этом он привел позицию Конституционного Суда РФ, согласно которой освобождение от налогообложения является по своей природе налоговой льготой, поскольку относится к исключениям из установленной Конституцией РФ обязанности платить налоги (Определение Конституционного Суда РФ от 16.07.2009 N 936-О-О), от 07.02.2008 N 226-О-О ). Обратим внимание, что такую точку зрения Конституционный Суд РФ высказывал непосредственно в отношении ст. 149 НК РФ, в частности, в Определениях от 07.11.2008 N 1049-О-О и от 09.06.2005 N 287-О .

Документы:

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2014 N А26-5082/2013

КонсультантПлюс

Теги: камеральная проверка, декларации по НДС, право применения, освобождение от НДС
Автор(ы):  Кудинова Анна Олеговна