Договор коммерческой концессии

По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих правообладателю, в том числе право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, на охраняемую коммерческую информацию, а также не другие предусмотренные договором объекты исключительных прав – товарный знак, знак обслуживания и т. д. (ст. 1027 Гражданского кодекса РФ).

Договор коммерческой концессии также называют договором франчайзинга. Правообладателем является франчайзер, пользователем – франчайзи.

Договор франчайзинга не сводится лишь к предоставлению франчайзером франчайзи права использовать товарный знак. Определяющим является передаваемый правообладателем коммерческий опыт, деловая репутация, накопленные знания и опыт франчайзера.
То есть франчайзер передает свою так называемую бизнес-схему: технологию производства, методы сбыта, корпоративную политику (вплоть до одежды персонала, работающего у франчайзи) и т. д.

Посредством заключения договора франчайзинга франчайзер с минимальными затратами создает единую сеть под своим товарным знаком (знаком обслуживания) с меньшими затратами, нежели бы он произвел, самостоятельно открывая новые предприятия. Это объясняется тем, что собственником компании, являющейся франчайзи, остается сам франчайзи. Франчайзер предоставляет свое оборудование, свои услуги по обучению франчайзи своим технологиям.

Договор коммерческой концессии регистрируется органом, зарегистрировавшим франчайзера в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя. Таковым является территориальный орган ФНС России.
Если франчайзер зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация осуществляется регистрирующим органом, осуществившим регистрацию российского франчайзи, то есть так же российским налоговым органом.

Регистрацией договора может заниматься как франчайзер, так и франчайзи. Это устанавливается в самом договоре. Если в договоре нет этого условия, то считается, что обеспечить регистрацию должен франчайзер.

Правила регистрации содержит приказ Министерства финансов РФ от 12 августа 2005 г. № 105н.

Для регистрации договора в налоговый орган представляются:

  • сопроводительное письмо;
  • выписка из соответствующего государственного реестра, подтверждающего статус каждой из сторон договора коммерческой концессии в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (в России – это выписка из единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей);
  • три экземпляра договора коммерческой концессии, подписанные сторонами;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Регистрация осуществляется посредством внесения записи о договоре коммерческой концессии в Журнал учета регистрации договоров коммерческой концессии и проставления на представленных экземплярах договора коммерческой концессии соответствующей надписи (штампа) и печати регистрирующего органа.

В пределах договора франчайзинга заключается лицензионное соглашение о предоставлении прав на товарный знак (знак обслуживания). Поэтому договор подлежит также регистрации в Роспатенте. Правила такой регистрации установлены приказом Роспатента от 29.04.2003 г. № 64 .

Договор коммерческой концессии является возмездным (таково требование Гражданского кодекса РФ). Следовательно, стороны в договоре должны предусмотреть порядок определения и размер вознаграждения. Вознаграждение устанавливается в виде ежемесячного или еженедельного роялти . Размер вознаграждения также может устанавливаться в форме наценки на оптовую цену товаров, передаваемых франчайзером для перепродажи.

Помимо роялти, в договоре предусматривается первоначальный взнос за предоставление франчайзером исключительных прав. Эта плата покрывает расходы франчайзера на содействие пользователю в переустройстве его фирмы.

Если франчайзер предоставляет франчайзи право заключать договор(ы) субконцессии, то это должно быть прямо записано в основном договоре. В противном случае действует презумпция запрета заключать договоры субконцессии.

Франчайзер может предусмотреть обязанность франчайзи заключить один или несколько договоров субконцессии.

В основном договоре либо сразу определяются условия, на которых подлежит заключению договор субконцессии, либо делается запись о том, что такие условия будут согласованы в будущем, непосредственно перед заключением договора субконцесии.

В договоре должен быть указан порядок и объем передаваемых прав, территория, на которую распространяется действие договора (в какой стране (странах) или в какой части страны).

Франчайзер должен передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую франчайзи для осуществления предоставленных ему прав.

В договоре нужно указывать порядок обучения франчайзером франчайзи и его работников технологиям производства, обслуживания, продаж, вплоть до униформы работников и корпоративного этикета.

Франчайзер, если иного не предусмотрено в договоре, контролирует качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых) пользователем. В договоре нужно предусмотреть способ, периодичность и порядок такого контроля, а также меры, принимаемые в случае нарушения пользователем данного условия.

В договоре может быть предусмотрена обязанность франчайзера не заключать с другими лицами договоров франчайзинга на территории, на которой действует франчайзи, либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

В рамках договора франчайзинга заключается соглашение о неразглашении полученной пользователем конфиденциальной коммерческой информацией. В соглашении важно определить, какая именно информация является конфиденциальной.

В договоре франчайзинга нужно определять, на какой срок он заключен.

Договор франчайзинга может быть изменен по соглашению сторон. Вносимые изменения также подлежат регистрации в налоговом органе.