Товарные знаки, знаки обслуживания

Понятия

Товарный знак – обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридического или физического лица (предпринимателя без образования юридического лица).

Знак обслуживания – обозначение, служащее для индивидуализации выполняемых работ или оказываемых услуг юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица.

Товарные знаки и знаки обслуживания могут быть представлены в виде словесных (слова, словосочетания, предложения, иные единицы языка), изобразительных (изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, фигуры, композиции линий, форм и т. д.), объемных (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур) и других обозначений или их комбинаций. При этом указанные обозначения могут быть выполнены в любом цвете или цветом сочетании.

Значение регистрации и сфера ее действия

Обязательным условием для предоставления товарному знаку и знаку обслуживания правовой охраны является его регистрация.

Пока знак не зарегистрирован, его может использовать любое лицо.

С момента регистрации знака никто не вправе использовать знак без разрешения правообладателя.

Правообладатель товарного знака или знака обслуживания, в свою очередь, вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами, передавать права на знак посредством заключения лицензионного договора на использование товарного знака , договора коммерческой концессии , договора об уступке товарного знака.

Во внешнеэкономических отношениях действует принцип территориальной ограниченности действия прав на товарные знаки. Это означает, что товарный знак, зарегистрированный на территории одного государства, не подлежит охране в другой стране.

Чтобы этого избежать, правообладатель товарного знака может:

  • зарегистрировать свой товарный знак в стране (странах), на выход на рынок которой он претендует, или
  • произвести международную регистрацию товарного знака.

Порядок регистрации

Условия подачи заявки и порядок регистрации товарных знаков (знаков обслуживания) определяются в каждой стране ее национальным законодательством.

Иностранное лицо вправе зарегистрировать на территории РФ товарный знак (знак обслуживания) в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Заявка от иностранных лиц подается в Роспатент через патентного поверенного. Полномочия патентного поверенного подтверждаются доверенностью.

Заявка на регистрацию товарного знака (знака обслуживания) подается в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Правила подачи заявки, требования к ее содержанию и форме изложены в Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утверждены приказом Российского агентства по патентам и товарным знакам от 5 марта 2003 г. № 32).

Заявка должна содержать:

К заявке должны быть приложены доверенность, выданная патентному поверенному, и документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки.

Размеры пошлин установлены в Положении о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров (утверждено постановлением Правительства РФ № 793 от 12 августа 1993 года).

В определенных случаях перечень необходимых для регистрации документов может быть дополнен.

Например, в сфере внешнеэкономических отношений заявитель может воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета

Право конвенционного приоритета установлено Париж, 20 марта 1883 года. Более 160 стран-участниц, в т. ч. Российская Федерация.Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (далее – Парижская конвенция).

Право конвенционного приоритета означает, что лицо, подавшее заявку на товарный знак в одной из стран Союза по охране промышленной собственности (учрежден Парижской конвенцией), пользуется для подачи заявки в других странах правом приоритета в течение 6 месяцев со дня подачи первой заявки.

Например, в течение этих шести месяцев в России будет подано две заявки: одна - от лица, уже зарегистрировавшего этот знак в иностранном государстве – участнике Союза по охране промышленной собственности, а другая - от иного лица на регистрацию такого же товарного знака. Приоритет в регистрации товарного знака будет отдан лицу, зарегистрировавшему этот знак в иностранном государстве участнике Союза по охране промышленной собственности - не позднее 6 месяцев назад.

Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного приоритета, обязан это указать при подаче заявки или в течение 2-х месяцев с даты подачи заявки.

К заявке в дополнение к доверенности и документу, подтверждающему уплату пошлины, должна быть приложена копия первой заявки, поданной заявителем в стране - участнице Парижской конвенции.

Право выставочного приоритета означает, что лицо, поместившее товарный знак на экспонатах официальной или официально признанной международной выставки, организованной на территории одного из государств – участников Парижской конвенции, пользуется приоритетом для подачи заявки на регистрацию этого знака.

Лицо, намеренное воспользоваться правом выставочного приоритета, должно указать это при подаче заявки. В приложение к заявке должен быть приложен документ, подтверждающий статус выставки как официальной или официально признанной международной.
Этот документ должен содержать:

  • наименование лица, экспонирующего товары;
  • обозначение товаров (экспонатов) и их перечни;
  • дату начала открытого показа экспонатов на выставке;
  • подпись уполномоченного лица соответствующей выставки.

При отсутствии оснований для отказа в регистрации товарного знака, Роспатент производит его регистрацию, которая подтверждается выдачей свидетельства на товарный знак (знак обслуживания).

Зарегистрированный товарный знак вносится в Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания РФ.

Срок действия регистрации – 10 лет.

По заявлению правообладателя срок действия регистрации может продлеваться каждые 10 лет неограниченное количество раз.

Не подлежат регистрации

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью (например, обозначения, представляющие собой отдельные буквы, цифры, не имеющие характерного графического исполнения или словесного характера) или состоящих только из Перечисляемые элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если они не занимают в нем доминирующего положения.элементов:

  • вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;
  • являющихся общепринятыми символами и терминами (например, слова, характерные для конкретных областей науки и техники);
  • характеризующих товары, в том числе указывающих на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта;
  • представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров:
  • представляющих собой государственные гербы, флаги и другие государственные эмблемы, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, их гербы, флаги и другие эмблемы, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия, или сходных с ними до степени смешения обозначений (такие элементы могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа);
  • являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя;
  • противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали (например, слова или изображения непристойного содержания);
  • тождественных или сходных до степени смешения с официальными наименованиями и изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся их собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков.

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

Не могут быть также зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:

  • охраняемому в Российской Федерации фирменному наименованию (его части) в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в Российской Федерации возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
  • названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемника, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;
  • фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследника.

Международная регистрация товарных знаков

Крупным производителям товаров и услуг, в том числе российским, целесообразней произвести международную регистрацию товарного знака (знака обслуживания).
Порядок международной регистрации товарных знаков и знаков обслуживания содержится в Мадрид, 14 апреля 1891 г.Мадридском соглашении о международной регистрации знаков .

Смысл международной регистрации состоит в том, что с момента таковой в каждой стране, которую правообладатель укажет в заявке, знаку предоставляется такая же охрана, как и если бы он (знак) был заявлен там непосредственно.

Таким образом, международная регистрация освобождает правообладателя от необходимости регистрировать знак отдельно в каждой из стран, что сокращает время и материальные затраты.

Обязательным условием для международной регистрации знака является его регистрация в стране происхождения.

Страна происхождения знака – это страна Образован Мадридским соглашениемСпециального союза , где заявитель имеет серьезное промышленное или торговое предприятие.

Если у него нет такого предприятия в стране Специального союза – страна Специального союза, где он имеет место жительства.

При отсутствии места жительства в стране Специального союза - страна его гражданства в случае, если он является гражданином страны Специального союза.

Заявка на регистрацию знака подается в Является секретариатом Всемирной организации интеллектуальной собственности (учреждена Стокгольмской конвенцией 1967 г.) . Международное бюро интеллектуальной собственности через национальный орган по интеллектуальной собственности (в РФ – Роспатент).

Большинство стран, в том числе Российская Федерация, заявили следующее требование: охрана знака вследствие международной регистрации будет предоставляться в этой стране только в том случае, когда владелец знака прямо испросит ее в заявке. Таким образом, в заявке, помимо прочих данных, следует указывать, на охрану знака в каких странах претендует заявитель.

Порядок оформления заявки содержатся в Инструкции к Мадридскому соглашению.

Заявка на международную регистрацию требует уплату основной пошлины, добавочной пошлины, и в случае необходимости уплату дополнительной пошлины и добавочных сборов.

азмеры и основания уплаты пошлин установлены Инструкцией к мадридскому соглашению.

Срок действия международной регистрации знака – 20 лет с возможностью его продления неограниченное количество раз.