Бартер

Таможня

Внешняя торговля товарами с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Внешняя торговля товарами с использованием внешнеторговых бартерных сделок предусматривает обязательное оформление:

  • паспорта внешнеторговой бартерной сделки (если расчет за поставленный товар не предусматривает использование денежных или иных расчетных средств);
  • паспорта сделки (если расчет за поставленный товар предусматривает осуществление расчетов с использованием денежных или иных расчетных средств – смешанная форма расчета).

При декларировании товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в счет исполнения внешнеторговой бартерной сделки, в таможенные органы представляется паспорт внешнеторговой бартерной сделки или паспорт сделки (если сторонами контракта предусмотрена смешанная форма расчета).

Таможенный орган проверяет соответствие сведений, содержащихся в паспорте сделки (бартерной сделки), с информацией, указанной в грузовой таможенной декларации и документах, представленных для таможенных целей (целей таможенного декларирования).

Паспорт сделки (бартерной сделки) оформляется независимо от заявляемого таможенного режима.

Перемещение через таможенную границу РФ товаров на основании заключенного внешнеэкономического бартерного контракта допускает использование различных таможенных режимов.

То есть для выбора и применения таможенных режимов нет никакой разницы между внешнеторговым контрактом купли-продажи товаров и бартерным контрактом (в том числе смешанным).

Таким образом, перемещение товаров через таможенную границу РФ на основании внешнеторговых договоров товарообмена (бартера), как правило, связано с заявлением таможенных режимов:

  • выпуск для внутреннего потребления (при ввозе товаров в РФ);
  • экспорт (при вывозе товаров из РФ).
  • временный ввоз;
  • таможенный склад;
  • реэкспорт;
  • переработка на таможенной территории;
  • свободная таможенная зона;
  • беспошлинная торговля.

Выпуск для внутреннего потребления

Выпуск товаров для внутреннего потребления - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары остаются на этой территории без обязательства об их обратном вывозе.

Применение таможенного режима выпуска для внутреннего потребления регулируется следующими документами:


Учитывая то, что в большинстве случаев при выпуске товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, имеет место взимание всех основных видов Таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акциз для подакцизных товаров и таможенный сбор за таможенное оформление.таможенных платежей, можно также выделить и такие правовые акты как:

  • Закон РФ «О таможенном тарифе»;
  • Налоговый кодекс РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830 «О таможенном тарифе Российской Федерации и товарной номенклатуре, применяемой при осуществлении внешнеэкономической деятельности»;
  • Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

Относительно процедурных вопросов помещения товаров под рассматриваемый таможенный режим, имеет место весь спектр общих правил таможенного оформления и контроля товаров.

Таможенное оформление товаров http://www.tamognia.ru/custreg/ может проводиться в любом таможенном органе (по выбору заинтересованного лица). Исключения составляют случаи, когда отдельные виды товаров подлежат оформлению (декларированию) только в конкретных Например, товары, облагаемые акцизными марками (алкогольная продукция и табачные изделия), товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи.таможенных органах.

Правом принятия таможенных деклараций и их проверки наделены, в основном, таможенные посты.
Таможенные посты располагаются:


Для оформления (декларирования) товара во внутреннем таможенном органе применяется таможенная процедура внутреннего таможенного транзита.
До выпуска товара таможенным органом товар должен находиться на временном хранении.
Применение таможенного режима выпуска для внутреннего потребления предусматривает несколько вариантов выпуска товаров.

1. Выпуск товаров для свободного обращения, при условии уплаты всех необходимых таможенных пошлин, налогов, а также соблюдения ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Товары, выпущенные в свободное обращение, для таможенных целей приобретают статус российских товаров (подпункт 2 пункта 1 ст. 11 ТК РФ).
Таможенный режим выпуска для внутреннего потребления (с целью оформления товаров для свободного обращения) может быть заявлен не только при ввозе товаров, но и при их нахождении на таможенной территории РФ в соответствии с ранее заявленным таможенным режимом. Например, в случаях выпуска в свободное обращение:

  • иностранных товаров для переработки и (или) продуктов их переработки (пункт 3 ст. 185 ТК РФ);
  • временно ввезенных товаров (абзац 1 пункт 2 ст. 214 ТК РФ);
  • товаров, хранящихся на таможенном складе (абзац 1 пункта 1 ст. 223, ст. 222 ТК РФ).

2. Условный выпуск товаров предполагает:


Экспорт

Экспорт – таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ (российские товары), вывозятся с этой территории без обязательств об обратном ввозе.

В зависимости от вида экспортируемых товаров, могут взиматься экспортные таможенные пошлины, а также применяться ограничения и требования, установленные иными законодательными и Например, лицензирование отдельных видов товаров, введение количественных ограничений (квот) на вывоз товаров.подзаконными актами РФ.

Ставки экспортных пошлин на отдельные виды товаров (главным образом, сырьевых) установлены Постановлением Правительства РФ от 12 июля 1999 г. № 798 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые с территории Российской Федерации за пределы государств – участников соглашений о таможенном союзе».

Размеры сборов за таможенное оформление (декларирование) товаров установлены постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров».

Порядок заполнения таможенной декларации утвержден приказом ГТК России от 21 августа 2003 г. № 915 «Об утверждении Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации».

Перечни заявляемых сведений и предоставляемых документов утверждены приказом ГТК России от 16 сентября 2003 г. № 1022 «Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом».

Особенности таможенного оформления (декларирования) при экспорте товаров отдельных видов установлены специальной таможенной процедурой перемещения товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи (глава 26 Таможенного кодекса РФ).

Таможенный кодекс РФ предусматривает возможности заявления таможенного режима экспорта не только при вывозе российских товаров непосредственно с таможенной территории РФ, но и при нахождении товаров, ранее вывезенных в соответствии с иными таможенными режимами, за пределами таможенной территории РФ.

Например, допускается применение таможенного режима экспорта в целях завершения (изменения) таможенных режимов:

  • переработки вне таможенной территории (пункт 3 ст. 208 Таможенного кодекса РФ);
  • временного вывоза (пункты 2, 3 ст. 256 Таможенного кодекса РФ).

При экспорте производится освобождение от уплаты, возврат или возмещение внутренних налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Например, на основании статей 164, 165 и 183 части второй Налогового кодекса РФ допускается применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость и акцизам в отношении товаров, экспортированных за пределы РФ.

Экспортный контроль

Особенностью экспорта товаров является специальный экспортный контроль.
Правовым основанием проведения экспортного контроля в РФ является ФЗ «Об экспортном контроле».
Согласно ФЗ РФ «Об экспортном контроле» под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством РФ порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.

Перечень товаров, подлежащих экспортному контролю, утвержден указами Президента РФ:


Внешнеэкономические операции с товарами двойного назначения, предусматривающие их передачу иностранным лицам, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Разовая лицензия выдается Федеральной службой по техническому и экспортному контролю на основании полученных результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Генеральные лицензии выдаются на основании решений Правительства Российской Федерации.
Генеральные лицензии выдаются юридическим лицам, создавшим внутрифирменную программу экспортного контроля и получившим в установленном порядке свидетельство о государственной аккредитации.
Подготовка проектов решений Правительства Российской Федерации по вопросам выдачи генеральных лицензий и их внесение в установленном порядке осуществляются Федеральной службой по техническому и Генеральные лицензии выдаются на вывоз из Российской Федерации контролируемых товаров в государства - участники Вассенаарских договоренностей. Российская Федерация, как участница Вассенаарских договоренностей обязана придерживаться международных обязательств по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения.экспортному контролю.
Таким образом, таможенное оформление товаров двойного назначения производится при условии представления в таможенный орган лицензии.

Оформление лицензии на товары двойного назначения не требуется в случае:

а) вывоза из РФ товаров, ранее экспортированных российским участником внешнеэкономической деятельности и специально ввезенных в РФ с целью ремонта или замены на идентичные товары в соответствии с гарантийными обязательствами по договору;
б) вывоза из РФ товаров, ранее импортированных российским участником внешнеэкономической деятельности, с целью ремонта или замены на аналогичные товары в соответствии с гарантийными обязательствами по договору;
в) вывоза из РФ иностранных товаров, ранее ввезенных в РФ в соответствии с таможенным режимом временного ввоза, при условии возврата указанных товаров их собственнику (владельцу) в государство, из которого они были ввезены в РФ;
г) вывоза из РФ контролируемых товаров, предназначенных для технического обслуживания или ремонта морских и воздушных судов, государством регистрации которых является РФ.
Правомерность осуществления безлицензионного вывоза товаров двойного применения должна быть письменно подтверждена Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

Внешнеэкономические операции с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, не подпадающими под действие списков (перечней) контролируемых товаров и технологий (товаров двойного назначения), возможны с разрешения Указ Президента РФ от 29 января 2001 г. № 96 «О Комиссии по экспортному контролю в Российской Федерации».Комиссии по экспортному контролю (далее – Комиссия).

Российские участники внешнеэкономической деятельности обязаны получить разрешение Комиссии на осуществление внешнеэкономических операций с научно-технической продукцией в тех случаях, когда они:

1) были информированы Федеральной службой по техническому и экспортному контролю или иными компетентными государственными органами о том, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть использована в целях создания оружия массового поражения и средств его Под созданием оружия массового поражения и средств его доставки понимаются научные исследования, разработка, изготовление, испытание, эксплуатация и техническое обслуживание ядерного, химического, бактериологического (биологического) или токсинного оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять такое оружие, подсистем и компонентов указанных видов оружия, ракет и беспилотных летательных аппаратов, а также связанных с ними технологий, материалов, оборудования и программного обеспечения.доставки;

2) имеют основания полагать, что экспортируемая (передаваемая иностранному государству или иностранному лицу) научно-техническая продукция может быть полностью или частично применена для Такими основаниями, например, могут быть:

указанных целей.

Для получения разрешения российский участник ВЭД представляет в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю, осуществляющую организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии, соответствующее заявление с приложением необходимых документов (копия контракта, техническое описание экспортируемой продукции и др.документы).

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче разрешения принимается Комиссией на основании результатов государственной экспертизы внешнеэкономической сделки, проводимой в установленном порядке Федеральной службой по техническому и экспортному контролю совместно с Министерством обороны Российской Федерации, Министерством иностранных дел Российской Федерации и при необходимости с другими федеральными органами исполнительной власти.

Временный ввоз

Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам мер нетарифного регулирования.

Для получения разрешения на применение таможенного режима временного ввоза в таможенный орган (вместе с грузовой таможенной декларацией) предоставляется заявление на применение таможенного режима временного ввоза.
Временно ввезенными товарами может пользоваться только лицо, получившее разрешение на временный ввоз товаров.
Предельный срок временного ввоза составляет два года.

Временный ввоз товаров возможен с полным либо частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов предусматривает уплату сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в размере 3-х процентов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров в режиме временного ввоза.

Неполным месяцем считается любой период нахождения товара в режиме временного ввоза в соответствующем календарном месяце.

Платеж в размере 3-х процентов взимается от суммы, которая подлежала бы уплате при выпуске временно ввезенных товаров для свободного обращения.

Уплата таможенных пошлин, налогов (при частичном условном освобождении) возможна по выбору декларанта:

  • при помещении товаров под таможенный режим временного ввоза (за весь период нахождения товара в данном таможенном режиме);
  • периодически, до начала соответствующего периода нахождения товара в режиме временного ввоза (то есть помесячно).

Полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, заявленных в режим временного ввоза, допускается в случаях, определяемых Правительством РФ, при условии, что временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба РФ. Например, применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе контейнеров, поддонов, других видов многооборотной тары и упаковок, а также если временный ввоз товаров осуществляется в рамках развития внешнеторговых отношений, международных связей в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма или, если целью временного ввоза является оказание международной помощи.

Предельный срок временного ввоза товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов составляет один год.

Таможенный режим временного ввоза может быть завершен:

  • вывозом товаров (реэкспорт);
  • выпуском для свободного обращения (выпуск для внутреннего потребления).

Международная купля-продажа товаров с применением таможенного режима временного ввоза может происходить, например, при проведении выставок-продаж товаров.

Таможенный склад

Таможенный склад - таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

При помещении товаров в режим таможенного склада, как правило, не требуется предоставления таможенным органам документов разрешительного характера, связанных с нетарифными мерами регулирования. Вместе с тем, в отношении ввезенной из-за рубежа продукции растительного и животного происхождения фитосанитарный и ветеринарный контроль обязателен.

Режим таможенного склада предоставляет возможность хранения товаров до трех лет с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов. Данный срок может быть и менее трех лет. Конкретный срок хранения товаров определяется лицом, помещающим товары на таможенный склад, и указывается в таможенной декларации.

Запрещается помещение под таможенный режим таможенного склада:

  • товаров, запрещенных законодательством РФ к ввозу в РФ и вывозу из РФ;
  • товаров, срок годности которых на день заявления их к таможенному режиму таможенного склада меньше установленных сроков хранения;
  • ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов, подпадающих под экспортный контроль;
  • продукции военного назначения;
  • химикатов и оборудования, которые могут быть использованы при создании химического оружия и в отношении которых установлен экспортный контроль;
  • радиоактивных изотопов во всех видах, соединениях и изделиях, других радиоактивных веществ, а также радиоизотопных изделий, входящих в состав приборов и оборудования;
  • наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, сильнодействующих и ядовитых веществ;
  • взрывчатых веществ, в том числе после утилизации боеприпасов, а также отходов их производства, средств взрывания, пороха промышленного назначения и пиротехнических изделий;
  • опасных отходов;
  • товаров, подлежащих маркировке акцизными марками в соответствии с законодательством РФ, но не маркированных такими марками или маркированных с нарушением установленного порядка.

Иностранные товары могут помещаться на таможенный склад в соответствии со следующими целями.

1. С целью хранения и последующего реэкспорта товаров, то есть вывоза за пределы таможенной территории РФ. Например, товары ввозятся в РФ и размещаются на таможенном складе для последующего вывоза за пределы РФ с целью продажи покупателям, находящимся за рубежом.

2. С целью хранения и последующего выпуска на таможенной территории РФ.
Возможен выпуск товаров для свободного обращения, например:

  • для собственных нужд;
  • для реализации на внутреннем рынке;
  • в результате отказа в пользу государства.

3. С целью продажи товаров до завершения действия таможенного режима таможенного склада (консигнационная торговля).

Реэкспорт

Реэкспорт – таможенный режим, при котором товары, ранее ввезенные на таможенную территорию РФ, вывозятся с этой территории без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

При вывозе реэкспортируемых товаров вывозные таможенные пошлины не уплачиваются.

Реэкспорт может использоваться как важный элемент внешней торговли товарами, например, для продажи товаров покупателю, находящемуся за пределами таможенной территории РФ.

Так, российская компания – участник ВЭД, приобретает за рубежом товар для ввоза в РФ с целью последующего вывоза за пределы России. Таким образом, заключаются несколько внешнеторговых договоров (контрактов):

  • на ввоз товаров в Россию, когда получателем выступает российский участник ВЭД;
  • на вывоз товаров, не являющихся российскими, за пределы РФ, когда получателем выступает зарубежная фирма.

Переработка на таможенной территории

Переработка на таможенной территории - таможенный режим, при котором ввезенные товары используются на таможенной территории РФ в течение установленного срока (срока переработки товаров) для целей проведения операций по переработке товаров с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории РФ в определенный срок.

В отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяются все запреты и ограничения, установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Учитывая предметы таможенного оформления и контроля, а также содержание таможенного режима переработки на таможенной территории, рассматриваемый режим может быть представлен в виде схемы:



Ввезенные на таможенную территорию товары
(ввозимые иностранные товары или ввезенные иностранные товары, ранее помещенные под иной таможенный режим)
Производственный процесс
(операции по переработке)
Остатки
Продукты переработки Отходы


Элементами предложенной схемы выступают:

1. Ввезенные на таможенную территорию РФ товары, то есть товары, предназначенные для переработки (ввозимые иностранные товары или ввезенные иностранные товары, ранее помещенные под иной таможенный режим).

Товары для переработки освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. К товарам для переработки применяются все запреты и ограничения, установленные законодательством РФ о государственном регулировании Запреты и ограничения экономического характера (меры нетарифного регулирования, например, лицензирование, квотирование) и иные запреты и ограничения, которые носят неэкономический характер (например, обязательность прохождения для отдельных товаров иных видов государственного контроля - ветеринарного, санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного).внешнеторговой деятельности.

2. К операциям по переработке относятся:

  • собственно переработка или обработка товаров (ввозится сырьевой товар, из которого изготавливается товарная продукция, например, пошив костюма из ввезенного материала);
  • изготовление новых товаров, в том числе монтаж, сборка или разборка товаров (ввозятся комплектующие, из которых изготавливается конечный продукт, например, автомобиль);
  • ремонт товаров, в том числе их восстановление, замена составных частей, восстановление их потребительских свойств;
  • переработка товаров, которые содействуют производству товарной продукции или облегчают его, даже если эти товары полностью или частично потребляются в процессе переработки (операции, при которых осуществляется использование иностранных товаров, содействующих или облегчающих производство продуктов переработки, например, использование катализаторов, флюсов, электродов).

3. Продукты переработки (товарная продукция, полученная в результате переработки иностранных товаров и являющаяся целью применения режима).

4. Отходы (товары, образовавшиеся в результате переработки иностранных товаров и не являющиеся продуктами переработки);

5. Остатки (часть иностранных товаров для переработки, не подвергшихся операциям по переработке).

Продукты переработки могут быть предметом последующей купли-продажи как внутри страны (с оформлением выпуска для свободного обращения), так и за пределами территории РФ (с оформлением вывоза).

Временный вывоз

Временный вывоз - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории РФ, могут временно использоваться за пределами РФ с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Таможенный режим временного вывоза может быть завершен:

В соответствии с пунктом 4 ст. 256 Таможенного кодекса РФ допускается изменение таможенного режима временного вывоза на иной таможенный режим, применимый к вывозимым товарам без фактического предъявления товаров таможенному органу. Пункты 2, 3 статьи 256 Таможенного кодекса РФ оговаривают один из вариантов возможного изменения таможенного режима временного вывоза заявлением режима экспорта.

Причем обязанность изменения таможенного режима временного вывоза следует за реализацией права распоряжения временно вывезенным товаром. То есть допускается не только пользование, но и передача прав собственности (например, в результате продажи) на временно вывезенные товары иностранному лицу до изменения таможенного режима.

Свободная таможенная зона

Свободная таможенная зона – таможенный режим, при котором иностранные и российские товары, ввозимые на территорию свободной таможенной зоны, освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов (иностранные – ввозных, российские – вывозных), а также применения к ним мер нетарифного регулирования.

Подробней см. раздел «Особые экономические зоны»

Беспошлинная торговля

Беспошлинная торговля - таможенный режим, при котором иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию РФ, или российские товары продаются в розницу физическим лицам, выезжающим за пределы таможенной территории РФ, непосредственно в магазинах беспошлинной торговли без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер нетарифного регулирования.

Поместить товары под таможенный режим беспошлинной торговли возможно при соблюдении следующих условий.

1. Создание магазина Открытие магазинов беспошлинной торговли осуществляется в соответствии с порядком установления режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, при наличии регистрационных (разрешительных) документов на розничную торговлю товарами. Помещения магазина беспошлинной торговли могут состоять из торговых залов, подсобных помещений, складов. Данные помещения являются постоянной зоной таможенного контроля и должны быть надлежащим образом оборудованы. Владелец магазина беспошлинной торговли (декларант) предварительно уведомляет (как правило, не позднее чем за 15 дней) таможенный орган о сроке открытия магазина беспошлинной торговли.беспошлинной торговли. Владельцем магазина беспошлинной торговли может быть только российское юридическое лицо.
2. Представление таможенной декларации (ГТД).
3. Обеспечение уплаты таможенных платежей, в отношении каждой партии оформляемых товаров.
4. Уплата таможенных сборов за таможенное оформление товаров.

Не допускается помещение под таможенный режим беспошлинной торговли:

  • товаров, не предназначенных для личного пользования или потребления физическими лицами;
  • тяжеловесных товаров (весом более 20 кг);
  • громоздких товаров (при сумме размеров по длине, ширине и высоте более 200 см);
  • товаров, предназначенных для реализации в первичных упаковках, предназначенных для розничной продажи, если такие товары не упакованы указанным образом до их помещения под таможенный режим беспошлинной торговли (товары, требующие расфасовки, упаковки или взвешивания);
  • российских товаров, облагаемых вывозными таможенными пошлинами или в отношении которых установлены запреты и ограничения, не носящие экономического характера, в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением:
    а) изделий из рыбы и ракообразных, моллюсков и других водных беспозвоночных (включая икру), упакованных для розничной продажи и готовых к непосредственному употреблению, весом нетто не более 0,5 кг;
    б) икры осетровых видов рыб в упаковке весом нетто не более 0,25 кг, специально маркированной в соответствии с Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г.;
    в) лекарственных препаратов (включая провитамины, витамины, гормоны и антибиотики), применяемых в медицинских целях и зарегистрированных в РФ, в упаковках для розничной продажи, если они могут продаваться без рецепта (назначения) врача;
    г) ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также янтаря, за исключением уникальных янтарных образований;
    д) сувениров или изделий народного промысла из бумажной массы, деревянных и (или) металлических.

Помещение товаров в режим беспошлинной торговли не требует предоставления сертификата соответствия (абзац 2 части 1 ст. 23 ФЗ «О техническом регулировании»).