Перевозки при международных купле-продаже, бартере и лизинге

Авиаперевозки

Авиаперевозки (перевозки воздушным транспортом) – самый дорогой и быстрый вид перевозок. Как правило, воздушным транспортом перевозятся дорогие, ценные или быстро портящиеся грузы.

Международная воздушная перевозка – воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:

  • соответственно на территориях двух государств;
  • на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства (п. 2 ст. 101 Воздушного кодекса РФ).

Воздушным перевозчиком является гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов.

Для осуществления международных перевозок грузов перевозчик должен иметь соответствующую лицензию. Такое требование устанавливает Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Порядок получения лицензии содержится в постановлении Правительства РФ от 24.01.98 № 85 «О лицензировании деятельности в области гражданской авиации».

Основными международными актами, регулирующими международные авиаперевозки, являются:

Россия не является участницей Монреальской конвенции. Однако правила данной конвенции будут применяться к международной перевозке, в которой место отправления и место назначения расположены на территории одного и того же государства-участника Монреальской конвенции, а согласованная остановка предусмотрена на территории Российской Федерации (п. 2 ст. 1 Монреальской конвенции).

Российская Федерация является участницей Варшавской конвенции.

Конвенция применяется в случаях, когда:

  • место отправления и место назначения, независимо от того расположены на территории двух стран-участниц Конвенции, или
  • место отправления и место назначения находятся на территории одной и той же страны-участницы, если предусмотрена остановка на территории любой третьей страны (независимо от ее участия в Конвенции).

Конвенция не применяется к почтовым авиаперевозкам.

Внешнеэкономическая деятельность в большинстве случаев предполагает перемещение товара с территории одного государства на территорию другого государства. Рассмотрим пример применения Конвенции, когда места отправления и назначения находятся в разных государствах.

Договор международной воздушной перевозки грузов заключается путем составления воздушно-перевозочного документа (авиагрузовой накладной).

Отсутствие, неправильность составления или утеря накладной не означает, что договор авиаперевозки не заключен или он не действителен. Обстоятельством, означающим, что договор заключен, является принятие перевозчиком товара.

Отрицательным последствием отсутствия, неправильности или утери накладной является лишение перевозчика права ссылаться на обстоятельства, предусмотренные Конвенцией для освобождения от ответственности или ее ограничения.

В свою очередь, наличие правильно составленной авиагрузовой накладной, если не доказано иного, удостоверяет заключение договора, принятия товара и обязательности выполнения всех условий перевозки.

Накладная составляется отправителем груза в трех экземплярах. Первый экземпляр остается у отправителя, второй - у перевозчика, третий – предназначен для получателя и следует вместе с товаром.

Авианакладная должна содержать следующие сведения:

  • место, где документ был составлен, и день его составления;
  • места отправления и назначения;
  • предусмотренные остановки, с сохранением возможности для перевозчика обусловливать свое право их изменять в случае необходимости и без того, чтобы это изменение могло лишить перевозку ее международного характера;
  • название и адрес отправителя;
  • название и адрес первого перевозчика;
  • название и адрес получателя, если он указан;
  • род товара;
  • количество, род упаковки, маркировка или номера мест;
  • вес, количество, объем или размеры товара;
  • внешнее состояние товара и его упаковки;
  • стоимость перевозки, если таковая обусловлена, время и место платежа и лицо, которое должно уплатить;
  • если отправка производится наложенным платежом, - стоимость товара и в подлежащих случаях размер расходов;
  • размер объявленной стоимости;
  • количество экземпляров воздушно-перевозочного документа;
  • документы, переданные перевозчику вместе с воздушно-перевозочным документом;
  • срок перевозки и общие указания о пути следования (via), если таковые обусловлены;
  • указание, что перевозка подпадает под действие правил об ответственности, установленных настоящей Конвенцией.

Отправитель отвечает за правильность сведений и объявлений, касающихся товара, которые он заносит в накладную.

Отправитель может распоряжаться грузом:

  • забрать его обратно с аэродрома отправления или назначения;
  • остановить груз в пути следования при посадке;
  • дать указание о выдаче его на месте назначения или в пути следования иному лицу, чем получатель, указанный в накладной;
  • требовать возвращения груза на аэродром отправления.

При этом отправитель должен возместить перевозчику все понесенные расходы.

По прибытии груза на место назначения перевозчик немедленно извещает об этом получателя. Перевозчик передает получателю товар и авиагрузовую накладную.

Перевозчик отвечает за:

Установлен предел ответственности перевозчика – 250 65,5 мг золота 0,900 пробы. 250 франков составляют примерно 20 долларов США.французских франков за 1 кг груза.

Данный предел ответственности не применяется в одном из следующих случаев:
1) стоимость груза была объявлена. В таких случаях перевозчик должен уплатить сумму в размере объявленной стоимости утраченного (поврежденного) товара;
2) повреждение (утрата) товара произошла вследствие умысла перевозчика.

Условия договора, освобождающие перевозчика от ответственности или уменьшающие ее по сравнению с установленными в Конвенции пределами, являются недействительными.

Перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что причиненный грузу вред произошел вследствие ошибки в пилотаже, в вождении воздушного судна или в навигации и что он принял все необходимые меры во избежание вреда.

Также перевозчик не несет ответственности, если докажет, что:

  • им были приняты все необходимые меры во избежание вреда, или
  • ему невозможно было принять такие меры.

О повреждении доставленного груза получатель должен немедленно, либо не позднее 7 дней, направить перевозчику возражение в виде оговорки, отмеченной в накладной, или в виде отдельного письменного сообщения.

Срок исковой давности для споров по требованиям о возмещении перевозчиком вреда за утраченный (поврежденный) груз – 2 года с момента прибытия судна или со дня, когда судно должно было прибыть.

По вопросам, не урегулированным Конвенцией, применяется право перевозчика (если стороны не выбрали иное применимое право).
Основным внутренним документом, регулирующим авиаперевозки, является Воздушный кодекс РФ. Подробный порядок заключения и осуществления договора авиаперевозок содержат правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (утв. Министром гражданской авиации СССР 3 января 1986 г. № 1/И). Правила применяются в части, не противоречащей Воздушному кодексу РФ.