Перевозки при международных купле-продаже, бартере и лизинге

Автомобильные перевозки

Международная автомобильная перевозка – это перевозка Под транспортным средством понимаются автомобили (снабженное двигателем, транспортное средство, предназначенное для движения по дорогам (но не по рельсам), не связанное с электрическим проводом); автомобили с полуприцепами (автомобиль с приданным к нему прицепом без передней оси, сцепленные так, что передняя часть прицепа находится на тягаче и что значительная часть веса прицепа и его груза приходится на тягач); прицепы (всякое транспортное средство, буксируемое автомобилем) и полуприцепы (Конвенция о дорожном движении, Женева, 19.09.1949 г.транспортным средством грузов за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка грузов транзитом через территорию Российской Федерации. При этом место погрузки груза и место выгрузки груза находятся на территории двух различных стран.

К международным автомобильным перевозкам относятся:

а) проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику:

  • с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно;
  • на территорию Российской Федерации с территории одного иностранного государства транзитом через территорию другого иностранного государства;
  • с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации;

б) проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.

Сторонами договора международной автомобильной перевозки груза являются отправитель и перевозчик. Перевозчик – это российское (или иностранное, если перевозчик иностранный) юридическое или физическое лицо, использующее принадлежащее ему транспортное средство для перевозок грузов.

Порядок допуска российских перевозчиков к международным перевозкам установлен постановлением Правительства РФ от 16.10.2001 г. № 730 «Об утверждении Положения о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок».

К международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно - правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и Перевозки своих грузов за собственный счет для производственных нужд на транспортных средствах, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании.некоммерческие перевозки грузов.

Иностранные перевозчики получают допуск к международным автомобильным перевозкам в соответствии со своим внутренним законодательством. В свою очередь российское законодательство запрещает иностранным перевозчикам производить Перевозки между пунктами отправления и назначения, которые находятся на территории Российской Федерации.внутренние перевозки на территории Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 г. № 127 –ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения»).

Основным международным документом, регулирующим порядок заключения договоров международных автомобильных перевозок грузов, условия наступления ответственности и порядок разрешения споров, является 19.05.1956, ЖеневаКонвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов .

Конвенция применяется к договорам автомобильных перевозок грузов, если пункт назначения или отправления находится в одной из стран-участниц Конвенции. Российская Федерация является участницей Конвенции в порядке правопреемства СССР (СССР стал участником Конвенции в 1983 году).

Конвенция не применяется к перевозкам покойников, обстановки и мебели при переездах, а также к перевозкам, производимым согласно международным почтовым конвенциям.

Договор международной перевозки грузов заключается путем составления накладной в трех экземплярах, каждый из которых имеет силу оригинала. Накладные подписываются перевозчиком и отправителем.

Один экземпляр накладной остается у отправителя, второй – у перевозчика, третий – следует с перевозимым грузом.

В накладной указываются следующие сведения:

  • место и дата ее составления;
  • имя и адрес отправителя;
  • имя и адрес транспортного агента;
  • место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;
  • имя и адрес получателя;
  • принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение;
  • число грузовых мест, их особая разметка и номера;
  • вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
  • связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, таможенные пошлины и сборы, а также прочие издержки с момента заключения договора до сдачи груза);
  • инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей, и другие;
  • указание, что перевозка производится независимо от всякой оговорки, согласно требованиям, установленным настоящей Конвенцией.

В отдельных случаях, в зависимости от условий договора перевозки и выбранного условия поставки по ИНКОТЕРМС, накладная должна также содержать следующие указания:

  • запрещение перегрузки груза;
  • расходы, которые отправитель принимает на свой счет;
  • сумма наложенного на груз платежа, подлежащего возмещению при сдаче груза;
  • заявление стоимости груза и сумма дополнительной ценности его при доставке;
  • инструкции отправителя перевозчику относительно страхования груза;
  • дополнительный срок выполнения перевозки;
  • перечень документов, переданных перевозчику.
  • другие сведения, которые стороны договора перевозки сочтут необходимыми для включения.

При приеме товара к погрузке перевозчик проверяет внешнее состояние груза, а также точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, их маркировки и номеров.
При отсутствии замечаний относительно указанных данных, перевозчик не делает в накладной никаких оговорок. Такую накладную принято называть «чистой».

Если у перевозчика имеются замечания относительно внешнего состояния груза и его упаковки, то он делает в накладной соответствующие оговорки. При отсутствии таковых имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент его принятия перевозчиком, а число грузовых мест и их маркировка и номера соответствовали данным, указанным в накладной.

К накладной отправитель обязан присоединить или представить в распоряжение перевозчика необходимые документы (спецификацию, счет-фактуру, инвойс и т. д.) и сообщить все требуемые для выполнения таможенных и иных формальностей сведения. Перевозчик не несет ответственности за достоверность и достаточность этих документов и указанных в них сведений.

В промежуток времени между принятием груза к перевозке и его сдачей получателю перевозчик, при наличии своей вины, несет ответственность за:

  • потерю (полную или частичную) груза;
  • повреждение груза;
  • опоздание доставки груза.

Перевозчик обязан возместить ущерб, вызванный полной или частичной потерей груза. Размер подлежащей возмещению суммы определяется пропорционально обесцениванию груза на основании его Определяется на основании биржевой котировки, или за отсутствием таковой на основании текущей рыночной цены, или при отсутствии той и другой на основании обычной стоимости товара такого же рода и качества. стоимости в месте и во времени его принятия к перевозке.

Предел ответственности зависит от того, объявлялась ли ценность перевозимого груза. Если таковая была объявлена, то предел ответственности ограничивается суммой объявленной стоимости груза.

Если стоимость груза не объявлялась, то размер возмещения не может превышать Франки Жерминаль (10/31 г золота пробы 0,900)25 франков за килограмм недостающего веса брутто.
Однако по соглашению отправителя и перевозчика указанный предел может быть повышен, но не понижен.

Сумма возмещения ущерба за задержку доставки груза не может превышать сумму платы за перевозку.

Перевозчик освобождается от ответственности, если потеря или повреждение груза явились следствием особого риска, неразрывно связанного с одним или несколькими из следующих обстоятельств:

  • с использованием открытых или неукрытых транспортных средств, если такое использование было указано в накладной;
  • с отсутствием или повреждением упаковки груза, по своей природе подверженных порче и повреждению без таковой;
  • с перемещением, погрузкой, размещением или выгрузкой груза отправителем или получателем или действующими от их имени лицами;
  • с природой некоторых грузов, подверженных из-за этих свойств полной или частичной гибели или повреждению, в частности, подверженных поломке, ржавению, внезапному гниению, усушке, утечке, нормальной потере или нападению паразитов и грызунов (например, песок, зерно);
  • с недостаточностью или неудовлетворительностью маркировки или нумерации грузовых мест;
  • с перевозкой животных.

Освобождение перевозчика от ответственности невозможно, если ущерб был вызван злоумышленным поступком перевозчика, а также его агента, или по его (или агента) вине.

При получении груза получатель проверяет его состояние. При наличии заметных потерь или повреждений груза, получателю следует незамедлительно сделать перевозчику соответствующие оговорки. Если дефекты груза внешне не заметны, то получатель письменно делает перевозчику соответствующие оговорки в течение 7 дней. При несоблюдении этих сроков презюмируется, что груз был принят получателем в состоянии, описанном в накладной. Однако доказывание обратного не воспрещается.

Более детальная регламентация приемки груза содержится в Инструкции Госарбитража СССР от 15.10.1990 г. «О порядке и сроках приемки импортных товаров по количеству и качеству, составления и направления рекламационных актов», на которую целесообразно делать ссылку в договоре.

Срок исковой давности по спорам, возникающим в результате осуществления перевозки, - один год. Если имел место злоумышленный поступок перевозчика – три года.