Перевозки при международных купле-продаже, бартере и лизинге

Железнодорожные перевозки

Понятие международной железнодорожной перевозки товаров можно вывести из ст. 3 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. По смыслу этой статьи, международная железнодорожная перевозка товаров – это перевозка груза (товара) поездами железных дорог между Российской Федерацией и иностранными государствами, в том числе транзит по территории Российской Федерации, в результате которой груз (товар) пересекает Государственную границу РФ.

Несмотря на то, что Россия имеет много двусторонних международных договоров с зарубежными странами, основным документом, регулирующим международную железнодорожную перевозку грузов, является Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС).

СМГС регулирует международные железнодорожные перевозки между Россией и странами Восточной Европы, Восточной Азии (Азербайджан, Албания, Беларусь, Польша, Украина, Эстония, Латвия, Литва и т. д.).

СМГС имеет обязательную силу для железных дорог, отправителей и получателей груза. Но оно не будет применяться к перевозкам грузов:

1) если станции отправления и назначения находятся в одной и той же стране и перевозки производятся по территории другой страны только транзитом в поездах железной дороги страны отправления;
2) между станциями двух стран транзитом по территории 3-й страны в поездах железных дорог страны отправления или назначения;
3) между станциями, расположенными в двух соседних странах, в том случае, когда эти перевозки на всем пути следования груза производятся в поездах железной дороги одной страны в соответствии с внутренними правилами, действующими на этой дороге. Перечисленные перевозки осуществляются на основании особых международных соглашений, заключаемых между заинтересованными железными дорогами.

К международной железнодорожной перевозке допускаются не все грузы. Например, не допускаются к перевозке:

  • мелкие отправки массой менее 10 кг в одном месте;
  • предметы, составляющие монополию почтового ведомства хотя бы одной из стран, железные дороги которой должны были бы участвовать в перевозке;
  • разрывные снаряды и т. д.

Отдельные товары допускаются к перевозке только с соблюдением дополнительных условий. Например, живность перевозится только при проводниках; для перевозки автомобилей, тракторов и других самоходных машин отправитель обязан опломбировать кабину и капот, а в случае свободного доступа - и аккумулятор, запасное колесо и ящики с запасными и легко снимающимися частями, а также с инструментами и т. д.

Заключение договора международной железнодорожной перевозки подтверждается международной накладной. Ее форма содержится в Приложении к СМГС. Накладная состоит из:

  • оригинала накладной
  • дорожной ведомости
  • дубликата накладной
  • листа выдачи груза
  • листа уведомления о прибытии груза.

Отправитель груза для каждой отправки должен представить станции отправления заполненную и подписанную накладную. Все листы накладной, кроме дубликата накладной, следуют с грузом до станции назначения. Дубликат накладной остается у грузоотправителя в подтверждение заключения договора перевозки.

С грузом также должны следовать в качестве сопроводительных документы, необходимые для выполнения таможенных и иных правил на всем пути следования груза.

Отправитель может взять груз со станции отправления, изменить станцию назначения, изменить получателя груза или возвратить груз на станцию отправления. Чтобы произвести такие изменения, отправитель должен подать письменное заявление и дубликат накладной на станцию отправления. Право отправителя изменить договор перевозки прекращается с момента получения накладной получателем.

Получатель может изменить договор перевозки путем изменения станции назначения груза или изменения получателя груза. Для таких изменений получатель также подает письменное заявление на входную пограничную станцию страны назначения.

Распределение провозных платежей между отправителем и получателем следующее. Провозные платежи за перевозку по железным дорогам отправления и по транзитным железным дорогам взимаются с отправителя, по железным дорогам назначения – с получателя груза (товара).

Отправитель, равно как и получатель, может изменить договор перевозки только один раз.

Волеизъявление отправителя или получателя об изменении договора перевозки, как правило, обязательно для железных дорог. Однако по определенным основаниям железная дорога может отказать или задержать осуществление изменения (например, в случае, если такое изменение может нарушить эксплуатацию железной дороги).

Железная дорога за время с момента принятия груза к перевозке до выдачи его на станции назначения отвечает за:

  • просрочку в доставке груза
  • ущерб, возникший вследствие полной или частичной утраты, недостачи массы, повреждения, порчи или снижения качества груза по другим причинам.

Для освобождения от ответственности за ущерб установлен ряд оснований. Например, железная дорога не будет отвечать за недостачу массы груза, если убыль массы груза произошла по причине его естественных свойств.

В случае возникновения ущерба железная дорога должна возместить сумму, соответствующую понижению стоимости груза.

Установлен предел ответственности железной дороги в размере действительной стоимости груза. В связи с этим, железная дорога в любом случае не должна возмещать убытки в большей сумме, чем при полной утрате груза.

Ответственность за просрочку в доставке груза возлагается на железную дорогу в виде штрафа. Размер штрафа зависит от провозной платы той железной дороги, которая допустила просрочку, и длительности просрочки, определяемой как отношение просрочки (в сутках) к общему сроку доставки, а именно:

  • 6% провозной платы при просрочке не свыше одной десятой общего срока доставки;
  • 12% провозной платы при просрочке более одной десятой, но не свыше двух десятых общего срока доставки;
  • 18% провозной платы при просрочке более двух десятых, но не свыше трех десятых общего срока доставки;
  • 24% провозной платы при просрочке более трех десятых, но не свыше четырех десятых общего срока доставки;
  • 30% провозной платы при просрочке более четырех десятых общего срока доставки.

В строго определенных случаях железная дорога может быть освобождена от ответственности за просрочку доставки груза. Например, одним из таких случаев является стихийное явление (занос, обвал, наводнение). В этом случае происходит освобождение от ответственности на срок до 15 дней и только по решению центрального органа железной дороги соответствующей страны.

В связи с тем, что СМГС обязательно только для стран Восточной Европы и Восточной Азии, возникает вопрос, как регулировать отношения, когда железнодорожная перевозка из России осуществляется в страну Западной Европы, не являющейся участницей СМГС.

Между странами Западной Европы заключено отдельное Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).

В связи с этим перевозка товара в страну Западной Европы по одной накладной СМГС не возможна. В таких случаях груз (товар) следует сначала до пограничной (выходной) станции страны-участницы СМГС по накладной СМГС, а от пограничной станции – по накладной КОТИФ. В качестве получателя в накладной СМГС указывается не конечная станция в Западной Европе, а пограничная станция страны-участницы СМГС. В накладной КОТИФ получателем является станция назначения страны Западной Европы, отправителем – отправитель по накладной СМГС.